Таина Федосеева
02 июля 2021

В Канаде найдено третье массовое захоронение возле детского интерната. Что это были за школы?

В канадской провинции Британская Колумбия на территории бывшей школы для детей коренных народов обнаружено очередное крупное захоронение. На этом месте найдены 182 безымянные могилы — предположительно, в них находятся останки умерших детей. Школа находилась в городе Крэнбрук и была закрыта в 1970 году, сообщает телеканал CBC. Это уже третье найденное захоронение за последний месяц. Чьи это останки и почему в Канаде находят все новые могилы?

 

В конце мая индейское сообщество Канады заявило об обнаружении массового захоронения детей на территории школы, которую создали для насильственной ассимиляции коренных народов в Камлупсе, Британской Колумбии. В общине говорят, что в могиле находятся останки 215 детей, самому младшему из которых — три года.

Мемориал в Камлупсе. Фото — The Canadian Press via AP

Мемориал в Камлупсе. Фото — The Canadian Press via AP

А неделю назад было обнаружено безымянное захоронение детей возле бывшей школы-интерната, которая работала с 1899 по 1997 годы в провинции Саскачеван. Захоронение огромное: найдена 751 могила.

Интернаты для детей коренных народов

В 1876 году в Канаде был принят Акт об индейцах, который в том числе предусматривал изъятие земель коренных народов страны под нужды федерального правительства. В 1884 году в него были внесены дополнения о создании специальных резидентских школ, где дети подвергались принудительной европеизации и христианизации. Но религиозные заведения такого типа существовали и раньше, усилиями монахов-католиков они появились еще в XVII столетии.

Школы-интернаты для детей индейцев строились по всей Канаде, всего существовало свыше 130 таких учреждений, финансируемых государством. Последнее из них закрылось только в 1998 году.

Ученики школы имени Святой Анны в Онтарио, 1945 год. Фото — Archives of Ontario

Ученики школы имени Святой Анны в Онтарио, 1945 год. Фото — Archives of Ontario

Канадский писатель и сотрудник министерства по делам индейцев Дункан Кэмпбелл Скотт писал: «Наша цель — продолжать работать, пока в Канаде не останется ни одного неассимилированного индейца… и индейский вопрос не будет снят». Цель считалась благородной — избавить индейцев от грязных и примитивных обычаев и нести им свет прогресса. К тому же индейцы считались основными виновниками распространения эпидемий, пристрастия к алкоголю и наркотикам. Церковные деятели объясняли, что дать образование «братьям-индейцам» — христианский долг. Считалось, что дети в интернате будут постоянно находиться в цивилизованных условиях и получат образование, которое подготовит их к жизни в современной Канаде.

Кроме того, как отмечал суперинтендант по делам индейцев Лоуренс Ванконет,  расходы на образование индейцев — это хорошая инвестиция, поскольку те в результате будут не получателями средств из государственного бюджета, а наоборот, станут этот бюджет пополнять.

Школа-интернат Купер-Айленд, получившая прозвище «Алькатрас» из-за своего расположения. Фото — Library and Archives Canada.

Школа-интернат Купер-Айленд, получившая прозвище «Алькатрас» из-за своего расположения. Фото — Library and Archives Canada.

Детей забирали из семей, им запрещали говорить на родном языке и соблюдать народные обычаи. В интернат помещали детей в возрасте от 8 до 14 лет, но впоследствии нижняя планка была опущена до 5, а затем и до 3 лет, а верхняя поднята до 16 лет. Они жили в плохо отапливаемых зданиях, подвергались физическому и сексуальному насилию, их плохо кормили. Управляли такими школами местные религиозные организации и церкви. В результате только по официальным данным из 150 тысяч воспитанников погибли от 4100 до 6000.

«У сестры Мари Батист было много палок — длинных и толстых, как бильярдные кии. Когда она слышала, что я говорю на своем языке, она поднимала руку и опускала палку на меня. У меня до сих пор остались шишки и шрамы на руках», — рассказывал вождь племени масквим Джордж Герин о школе-интернате Купер Айленд.

Ученицы школы имени Святой Анны, Онтарио, 1940-е. Фото — Algoma University.

Ученицы школы имени Святой Анны, Онтарио, 1940-е. Фото — Algoma University.

Школа-интернат в Кросс-Лейк. Фото — Library and Archives Canada.

Школа-интернат в Кросс-Лейк. Фото — Library and Archives Canada.

В начале века доктор Питер Брайс, генеральный медицинский инспектор федерального департамента иммиграции, исследовал состояние здоровья учеников и доложил правительству о невероятном уровне смертности в интернатах. Брайс утверждал, что дети, которые учатся в интернатных школах, лишены надлежащей медицинской помощи. Он предложил усовершенствовать национальную политику в отношении ухода и воспитания коренных народов. В отчете от 1907 года Брайс отметил, что средний уровень смертности в школах составляет от 14% до 24%.

Он писал: «Из 1537 учеников, о которых сообщалось, почти 25% умерло. В одной из школ, подавшей ведомость с абсолютно точными цифрами, 69% бывших учащихся умерло. Почти везде причиной смерти неизменно является туберкулез».

При этом, по словам инспектора, в большинства цифрах нет уверенности из-за «дефектного способа представления деклараций».

Никаких серьезных мер по сохранению здоровья учащихся руководство школ-интернатов не принимало, больные туберкулезом дети не были изолированы и контактировали со здоровыми. Общество мало интересовалось тем, что происходит за стенами этих школ. Отчет Питера Брайса стал достоянием общественности лишь в 1922 году, когда Брайс, уйдя с государственной службы, опубликовал работу под названием «История национального преступления: отчет о состоянии здоровья индейцев Канады с 1904 по 1921 год» — но и он не сумел серьезно повлиять на ситуацию.

Один из инспекторов, посетивший в 1936 году школу-интернат в городе Бертле, провинция Манитоба, писал : «Я никогда не видел такой многократно заплатанной и рваной одежды… Школьная форма так стара и потрепана, что ее не решаются никому показывать… Дети босы… Справедливости ради я хочу добавить, что у всех детей есть хорошая одежда — для воскресений и выходов в город. Другими словами, когда они идут туда, где их могут увидеть, они хорошо одеты».

Уроки шитья в школе-интернате в Форт-Резолюшн. Фото — Library and Archives Canada.

Уроки шитья в школе-интернате в Форт-Резолюшн. Фото — Library and Archives Canada.

Первоначально в эти учебные заведения отправляли только детей индейцев, со временем в них также стали забирать метисов и инуитов, представителей коренного народа севера.

В 1950 году 40% учителей в таких школах не имели профильного образования. Жизнь учащихся в основном состояла из молитв и физического труда, сельскохозяйственных работ, стирки и шитья. Дети часто пытались бежать, пойманных беглецов жестоко пороли. Некоторые дети кончали жизнь самоубийством — известен случай, когда несколько девочек в возрасте от 8 до 19 лет связали вместе носки и полотенца и попытались повеситься. Бывшие ученики вспоминали, что в некоторых школах у детей даже не было имени — им присваивали номера.

Бывшая ученица школы-интерната в Кросс-Лейк Лидия Росс рассказывала: «Меня зовут Лидия, но в школе у меня не было имени. У меня были номера. Я была номер 51, номер 44, номер 32, номер 16, номер 11 и в конце концов номер один, перед тем как я собиралась поступать в колледж… Меня так и называли: «Номер 32». На всей моей одежде была цифра 32. На всей одежде и обуви».

Школа в Камлупсе, где было найдено первое захоронение, — одна из самых больших, она могла принять до пятисот учеников. Нарушения здесь зафиксировали еще в начале ХХ века: во время проверки в 1918 году в официальном отчете указано, что детей морят голодом.

В архивах школы есть информация о смерти 51 воспитанника, но существовали легенды о том, что на территории учебного заведения похоронены сотни детей. Поиски их могил велись еще с 2000 года, но, по словам главы общины города Розанны Казимир, захоронение никогда не документировалось администрацией школы. В конце 1960-х годов школа была передана от католической церкви местным властям, а позже закрыта.

Школа в Камлупсе, где было найдено первое захоронение, 1934. Фото — Library and Archives Canada.

Школа в Камлупсе, где было найдено первое захоронение, 1934. Фото — Library and Archives Canada.

Бывшая ученица школы в Камлупсе Джеральдин Боб вспоминала: «Во время избиений я не плакала, из-за этого они становились бешеными, эти две монашки. Начав бить тебя, они теряли контроль — швыряли тебя об стену, бросали об дверь, пинали, били кулаками, сваливали на пол. Они не могли остановиться. Они были просто безумными. Совсем не могли себя контролировать».

В школе-интернате Святой Анны в 1950-1960-е годы для наказаний использовался самодельный электрический стул. Сила тока не была смертельно опасной, но достаточной, чтобы причинять боль.

После Второй мировой войны политика властей в сфере образования стала меняться в пользу постепенного отказа от идеи обучения детей коренных народов в отрыве от семьи. Школы-интернаты постепенно закрывались и преобразовывались в светские заведения. В 1948 году в Канаде действовало 72 школы-интерната, в которых находились 9368 учащихся, к 1969 году число таких школ сократилось до 52 с 7704 учащимися.

В 1989 году Ассоциация женщин коренных народов и Министерства социальных услуг Северо-Западных территорий заказала исследование, которое показало, что 80% девочек в возрасте до 8 лет и 50% мальчиков того же возраста были жертвами сексуальных домогательств.

Школа-интернат имени Святой Анны, Онтарио, 1967. Фото — Archives of Ontario

Школа-интернат имени Святой Анны, Онтарио, 1967. Фото — Archives of Ontario

К концу века газеты стали больше внимания обращать на школы, в них начали появляться воспоминания бывших учеников. Началась и серия уголовных дел, например, в 1997 году был осужден Артур Генри Плинт, который в течение 20 лет работы в одной из школ изнасиловал 30 индейских мальчиков. Иск против Плинта подал один из пострадавших по имени Вилли Блэкуотер. Он также обратился в Верховный суд, который в 2005 году постановил, что ответственность за унижения в интернатах несут правительство и управлявшие школами церкви.

К этому времени власти и церкви имели дело уже с тысячами исков от бывших учеников, поданных по всей стране. Тогда же в Канаде вошел в медицинский оборот термин «синдром школы-интерната». Многие симптомы, на основе которых ставится этот диагноз, совпадают с симптомами посттравматического стрессового расстройства.

Школа-интернат имени Святой Анны, Онтарио. Фото — Archives of Ontario

Школа-интернат имени Святой Анны, Онтарио. Фото — Archives of Ontario

Комиссия, созданная в 2008 году властями страны, установила, что большинство выпускников резидентских школ не возвращались в свои общины, чувствуя себя оторванными от своих корней, и назвала политику принудительной ассимиляции культурным геноцидом. А премьер-министр Канады принес официальные извинения коренным народам.

Его решение приветствовал Фил Фонтен, национальный вождь Ассамблеи Первых наций — общеканадского объединения индейских групп. Фонтен известен тем, что в 1990 году стал первым индейским лидером, признавшимся, что подвергся сексуальному насилию в школе — тогда его заявление, прозвучавшее на всю страну в популярной телепрограмме, шокировало общественность и стало одной из причин, благодаря которой тема стала подниматься в СМИ, а свидетельства пострадавших хлынули потоком.

Вождь Фил Фонтен. Фото — Reuters.

Вождь Фил Фонтен. Фото — Reuters.

В 2008 году семьи бывших учеников получили в качестве компенсации два миллиарда канадских долларов (1,9 миллиарда американских), выплату которых взяли на себя правительство страны и руководство канадской христианской церкви.

Церковь также принесла извинения. В 1986 году Объединенная церковь Канады извинилась перед коренными народами за свою роль в их колонизации, а в 1998-м она отдельно извинилась перед бывшими учениками школ-интернатов, находившихся под ее управлением, а также перед членами их семей и общинами. В 1993 году свои извинения пострадавшим в школах-интернатах принесла англиканская церковь, в 1994-м — пресвитерианская, а в 2001-м — миссионеры-облаты Пресвятой и Непорочной Девы Марии. Папа римский Бенедикт XVI выразил свое сожаление в связи с «мучениями, вызванными прискорбным поведением отдельных представителей церкви», но официальных извинений католическая церковь не принесла до сих пор.

Реакция общественности и властей на обнаружение захоронений

Общественные организации Канады потребовали от властей провести раскопки на территориях всех бывших учебных заведений для коренных народов. Также звучали призывы к католической церкви, под чьим управлением находились интернаты, опубликовать документы, которые бы позволили обнаружить другие захоронения и связанные с ними документы.

Эксперты ООН по правам человека потребовали от Канады и Ватикана провести расследование. «Мы призываем власти провести полноценное расследование обстоятельств и ответственности, связанных с данными смертельными случаями, включая экспертизу найденных останков, а также приступить к идентификации и регистрации пропавших без вести детей».

Мемориал в Камлупсе. Фото — Reuters.

Мемориал в Камлупсе. Фото — Reuters.

После обнаружения первого захоронения премьер-министр Канады Джастин Трюдо сообщил, что потрясен позорными действиями, из-за которых дети из числа коренного населения были украдены из своих сообществ. Трюдо признал, что оскорбления, избиения и изнасилования над учениками христианских школ — это часть истории страны, которую следует признать. Тогда он сказал, что случай в Камлупсе явно не исключение, но власти не намерены «избегать этой правды», и призвал церковь признать ответственность за ту роль, которую она сыграла в организации школ.

Папа римский Франциск заявил, что огорчен и призывает всех уважать права и культуры коренных народов. Представители коренных народов Канады, не удовлетворившись этими словами, в декабре поедут в Ватикан, чтобы получить извинения папы римского за негативную роль Римско-католической церкви в управлении школами для детей индейцев в Канаде.

Президент Федерации коренных народов Канады Бобби Кэмерон назвал школы-интернаты «местом преступления» и «концлагерями».

А в поселениях коренных народов на западе Канады в течение прошлого месяца сгорели четыре католические церкви, но полиция пока не сообщила, что есть связь между этими происшествиями и найденными захоронениями.

Комментарии