История

В Лондоне сохраняют фасады исторических зданий. Местные жители возмущены

4 минуты
20 ноября, 2019

Блогер из Великобритании под псевдонимом Gentle Author фотографирует меняющийся облик Лондона и пишет о жизни города. Его внимание привлекает так называемая «фасадизация» — способ реконструкции исторического здания, при котором основная постройка подлежит разрушению, а фасад остается нетронутым. Среди украинских реставраторов практикуется иная форма сохранения истории — изнутри здание пребывает в аутентично-аварийном состоянии, а снаружи появляется новая краска неожиданного цвета, ведь зачастую только фасад признан памятником архитектуры. Для воссоздания элементов декора в ход идут древесно-стружечная плита, гипсокартон, пластик, безликий гипс. Но если решение что-либо снести уже принято — здание будет уничтожено целиком.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

«Как будто меня неоднократно ткнули в глаз тупой палкой — я не могу избежать осознания этой мучительной и циничной тенденции в лондонской архитектуре, которая грозит превратить город в кладовку заброшенной киностудии». Так звучит аннотация к книге The Creeping Plague of Ghastly Facadism («Ползущая чума ужасной фасадизации»), написанной блогером Gentle Author.

Автор представляет юмористический анализ причин и последствий этого архитектурного явления — печальной практики демонтажа старых зданий отдельно от передней стены и строительства за ней нового объекта. Книга проиллюстрирована самыми яркими примерами, которые вызывают как смех, так и ужас в равной степени. 

В своей статье BBC опубликовали некоторые фотографии зданий из этой книги вместе с их историями.

Банк National Provincial, Лондонский «Сити»

Image Title

Это здание находится под охраной государства. Оно было спроектировано Джоном Гибсоном и на тот момент, в 1863-1865 годах, стало крупнейшим банком в Лондоне. На самом верху конструкции можно увидеть цифры, обозначающие расположение филиалов банка в Англии.

Над арочными окнами восемь скульптурных панно с аллегорическими сюжетами изображают достижения человечества — такие, как наука, промышленность, сельское хозяйство, навигация, судостроение и добыча полезных ископаемых.

Бывший паб The Cock & Hoop, район Spitalfields

Image Title

Первым хозяином паба в 1805 году стал Томас Ллойд. Заведение закрылось в 1908 году, после чего здание стало частью ночлежки для бездомных Providence Row, а в 2006 году из него сделали общежитие для студентов Лондонской школы экономики.

Лондонская биржа для торговли фруктами и шерстью, район Spitalfields

Image Title

Здание было спроектировано Сиднеем Перксом в 1927 году. Это был ультрасовременный аукционный зал того времени — с крышей, которая имитировала солнечный свет в пасмурные дни. На полу лежал паркет, и каждая деталь интерьера была четко продумана. Как мы видим, ни крыши, ни паркета здесь теперь точно нет. 

После переезда рынка из Spitalfields здание превратилось в офисный центр для местных небольших компаний. Нынешние строительные работы проводит международная юридическая фирма.

Улица Каледониан-роуд, дом 465, север Лондона

Image Title

Изначально это был склад, его в 1874 году построила компания Mallett, Porter & Dowd для нужд своего бизнеса. Первый проект перестройки включал в себя возведение массивной стеклянной конструкции общежития для Университетского колледжа Лондона и был отвергнут местным советом — новые окна не совмещались бы с фасадными.

Но позже это решение отменили чиновники, а перестроенное здание было удостоено престижной дизайнерской премии в 2013 году. Этому не помешал тот факт, что оконные проемы совместить даже не попытались.

Колледж East, район Spitalfields

Image Title

Сносить дом за одним и тем же фасадом можно даже несколько раз. Дизайнером первоначального здания, построенного для студенческого городка Тойнби Холл в 1884-1885 годах, был Элайджа Хул. Затем дом уничтожили, оставив лишь фасад — чтобы в 1971 году построить новое здание, названное «Аттли хаус». В 2016 году оно также было разрушено.

Теперь за стеной XIX века возводится современный многоквартирный комплекс.

Бывшая унитарианская церковь, район Blackfriars

Image Title

Автором проекта церкви, построенной в 1821 году, был Чарльз Паркер, он же спроектировал известное здание банка Hoare’s Bank в районе Strand. Здание снесли в 1960-х годах, от него остались лишь портик и часть первого этажа — долгие годы они были украшением автомобильной парковки. 

Таверна The Spotted Dog, район Willesden

Image Title

Еще в 1792 году таверну The Spotted Dog описывали как привычное место для отдыха. К тому времени она существовала уже около 30 лет. В XIX веке это здание славилось своими увеселительными садами — так называли открытый сад или помещение, в котором происходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками. В 1920-е годы здесь располагался танцевальный зал. 

Дом на Broadwick Street, район Soho

Image Title

На декоративной кирпичной кладке указано, что фасад здания был построен в 1886 году. Изначально здесь располагалась пекарня, а в 1950 году появилась аптека. В последнее время верхняя часть здания использовалась компаниями из индустрии музыки и кино.

«Если бы стены могли говорить, они бы объяснили, что такое плохой компромисс. Рассказали бы о яростных девелоперах, которые, не удовлетворившись своими скудными знаниями о ремонте и вторичном использовании архитектуры, руководствуются исключительно своей беспощадной жадностью».

«Между тем люди, запуганные потерей исторического наследия, должны утешаться милосердным сохранением фасада. В результате архитекторы унижаются, проектируя пассивно-агрессивные конструкции, эти грубые противоречивые гибриды», — пишет Gentle Author

«Своего рода аутентичность», — так говорят о подобном формате реконструкции строительные девелоперы British Land’s в своей рекламе проекта Norton Folgate

Gentle Author отмечает, что «это всего лишь оксюморонная попытка продать такой подход — будто бы существует пятьдесят семь видов аутентичности и вот один из них. В то время как “подлинность” — не относительный термин, объект либо является аутентичным, либо фальшивкой».

Об авторе
Лев Толстой
Александра Подгорная

Комментарии


Читайте также