Мария Варна
23 декабря 2021

«Вечерам на хуторе близ Диканьки» — 20 лет. Как создавали первый украинский мюзикл

Сначала были новогодние огоньки и «Старые песни о главном». Но потом украинское телевидение создало формат новогодних мюзиклов — сказок для взрослых, где все роли исполняли артисты эстрады. На протяжении многих лет именно мюзиклы были главным телесобытием ночи с 31 декабря на 1 января, после поздравления президента. А первым из них стал мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», который вышел ровно 20 лет назад — в 2001 году.

Коллаж — Артур Бондаренко.

Коллаж — Артур Бондаренко.

Современная культура во многом — культура ностальгии. Мы заходим в TikTok и как будто оказываемся в ранних нулевых: одежда, сценки из жизни, телешоу и особенно музыка. Преследуя этот тренд, вспоминаем историю, атмосферу и эстетику «Вечеров на хуторе близ Диканьки». О том, как в Украине придумали формат новогодних мюзиклов и в чем причина их популярности, рассказывают режиссер «Вечеров» Семен Горов и сценарист Антон Фридлянд.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — комедия-мюзикл по произведению Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фильм вышел в 2001 году, большинство ролей в нем исполняют украинские артисты: Олег Скрипка, Ани Лорак, Андрей Данилко, Лолита Милявская, Александр Пономарев, Ольга Сумская, Таисия Повалий. Эта работа стала первой среди новогодних мюзиклов, которые показывали по украинскому телевидению в нулевые: «Золушка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сорочинская ярмарка», «Красная шапочка», «За двумя зайцами», «Снежная королева», «Али-Баба и сорок разбойников» и другие.

Фото — Facebook Семена Горова.

Фото — Facebook Семена Горова.

Семен Горов — режиссер, клипмейкер

В то время я сотрудничал с телеканалом «Интер». Несколько лет мы вместе с продюсером канала Владом Ряшиным делали новогодние огоньки. Песни и выступления артистов объединялись в подобие сюжета, чтобы номера «нанизать» друг на друга. Шоу были успешными и рейтинговыми, но хотелось чего-то более серьезного.

Так родилась идея снимать не просто музыкальные номера, а уже более развернутое произведение с драматургией — мюзикл. К этому был готов и телеканал, и зрители. Мы выбрали рождественскую историю Николая Гоголя — «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Уже началась работа, и тут Влад говорит, что канал-конкурент «1+1» собирается снимать это же произведение — и теперь нам нужно все менять, потому что нельзя в новогоднюю ночь показывать одно и то же. Помню, что я расстроился, но потом подумал — почему это мы должны снимать другое? У нас состоялась встреча с Александром Роднянским, который тогда руководил «1+1», — я показывал эскизы костюмов, рассказывал об артистах, которых мы хотим пригласить.

Роднянский спросил: «Вы что, шедевр там собираетесь снимать?». Я сказал: «Ну а почему бы и нет?» В этом споре мы выиграли, и «1+1» решил снимать что-то другое.

Олег Скрипка согласился играть роль Вакулы, но потом передумал. Особенно его расстроило, что в мюзикле будет играть Филипп Киркоров, да и вообще слишком много эстрадных исполнителей. Олег тогда ассоциировал себя с роком или инди. Мы встречались, он несколько раз менял свое решение. И в результате согласился.

На роль Оксаны взяли Ани Лорак — она тогда как раз начинала свою карьеру. Филиппу Киркорову я предлагал роль Потемкина, но он прочитал сценарий и сказал, что видит себя чертом и никем другим быть не хочет. На роль императрицы Екатерины приглашали Аллу Пугачеву, но она не смогла принять участие, и в результате эту роль исполнила Федосеева-Шукшина.

Тогда мы делали это практически без денег, на коленке. Съемки проходили в небольшом павильоне «Укртелефильма», где мы построили декорации. И только съемки императорского дворца проходили в Мариинском театре. На съемочной площадке была замечательная атмосфера — эта была команда профессионалов. К тому же все артисты тогда переживали взлет: и Верка Сердючка, и Ани Лорак, и Лолита Милявская.

Музыку написал Константин Меладзе. На этом все и держится — Николай Васильевич Гоголь и Константин Меладзе. А еще скромный вклад нашей команды.

Помню, мы быстро сдали фильм, и я уехал отдыхать. Второго числа утром я позвонил знакомому на канале, спросил, как прошел эфир. Оказалось, что у нас рекордные рейтинги. Вообще было очень много положительных отзывов, нас даже пригласили на кинофестиваль «Кинотавр», где мы взяли два приза.

Это было что-то новое на экране, неожиданные роли для эстрадных исполнителей. Мне кажется, этот формат «зашел» настолько хорошо, потому что людям нравится, когда к ним относятся серьезно. Когда их не считают за people, за быдло. Когда для них пишется сценарий, музыка, создаются костюмы. Когда для них делают от всего сердца, засучив рукава.

Я думаю такие мюзиклы еще появятся — это цикличный процесс. Например, я родился в 70-е, и для меня до сих пор вершина музыки — Led Zeppelin, Deep Purple. Для тех, кто родился в 80-е, это Depeche Mode. Для тех, кто родился в 2000-е, это эстрада. Музыка, которую мы слушали в детстве, остается с нами на всю жизнь, как и детские фотографии.

Это то, что питает культуру. Такой бесконечный пост-модернизм, даже пост-пост-модернизм. Мы просто рефлексируем и осмысливаем то, что уже знаем.

Фото — Pragmatika.

Фото — Pragmatika.

Антон Фридлянд — писатель, сценарист

На постсоветском пространстве 20 лет назад не было такого явления, как мюзикл. Были огоньки, были клипы, растянутые на несколько часов, но прямо мюзикла не было. Семену пришла идея взять какой-то старый сюжет — архетипический, каковым являются «Вечера на хуторе близ Диканьки», — и вдохнуть в него что-то новое.

Мы угадали с этой темой, поскольку произведение Гоголя очень бурлескное, как будто созданное для мюзикла. Это танцы, веселье, непрекращающиеся истории. Застолье, водка льется, вареники залетают в рот. Найти более удачное произведение для мюзикла, связанное с Украиной, пожалуй, сложно.

Я очень люблю Гоголя, правда мое любимое произведение — «Мертвые души». Но если бы мне предложили сделать что-то по нему, я бы не взялся. Слишком велико мое преклонение перед поэмой, я бы не стал пытаться. С «Вечерами» было не так страшно — потому что в них атмосфера водевиля. Получилось шоу по мотивам Гоголя. У него и так есть бурлеск, просто мы его усилили.

Сначала сценарий писался под какую-то «условную» звезду. А потом, когда нам подтверждали, например, что черт — Киркоров, Солоха — Лолита Милявская, приходилось «подтачивать» образ.

Этот фильм изучают в театральном институте Карпенко-Карого как первый украинский мюзикл. С него началась культура мюзикла в Украине: он открыл дверь, и понеслось.

«Вечера» для меня — самый любимый мюзикл. Предположу, что все, что было потом, делалось именно с оглядкой на «Вечера». Мы заложили определенную эстетику и юмор. Для меня это был прикольный опыт, еще один подобный был уже с «Золушкой». Потом я начал заниматься другими вещами, связанными с литературой и рекламой.

Для меня это такая законсервированная в прошлом история. Каждый год в начале января мне говорят: «Блин, так это ты написал сценарий “Вечеров на хуторе близ Диканьки”!». Поскольку меня вообще не ассоциируют с телевизором. Это веселая страница моей жизни.

История действительно циклична — сначала мы возвращаемся к 70-м, потом к 2000-м, потом к 80-м. Это вопрос комбинации, диджейства: когда ты накладываешь модный бит на легендарный трек. И вот уже какое-то новое звучание, новый смысл. Это не откат назад, а постоянное переосмысление литературы, музыки, кино.

То, что мы привыкли называть телевидением, уже имеет другое воплощение. Чтобы смотреть TV, необязательно иметь телевизор, достаточно любого экрана. Уже не модно гордиться, что ты не смотришь телевизор, но пару лет назад было круто об этом сказать. Сразу хочется задать проверочный вопрос: «А сколько времени ты проводишь на YouTube или Netflix?» Просто телевидение трансформировалось. Точно так же, как и новогодние мюзиклы, — они никуда не делись, просто заходят через другие каналы. «Золушку» и «Вечера» кто-то посмотрит по телеку, а кто-то на YouTube. Это нормально.

читайте также
Комментарии