Стоит услышать слово «яхта», и наше сознание выдает набор кадров с какими-нибудь знаменитостями на палубе: все непременно в вальяжных позах пьют просекко, глядя в морскую даль. Звучит как что-то за очень большие деньги — явно не для обывателя. Так и есть — от класса яхты зависит ее цена. Трехпалубные двадцатикаютные виллы на воде, конечно же, восхитительны, но если заглянуть в современную, с виду скромную круизную лодку для компании из 8 человек, окажется, что та не уступает по комфорту отелю. На ней есть электричество, кухня (которая в море не кухня, а камбуз) с газовой плитой, несколько санузлов с душем, уютные просторные каюты, а еще не только паруса, но и двигатель.
Яхтой не обязательно владеть, ее можно арендовать, как и машину, для знакомства со страной. Если разделить стоимость аренды с друзьями — выходит экономнее, чем снимать номера. Без трат на гостиницу, такси и паромы к островам, при этом имея возможность начинать каждый день в новом месте — вот теперь звучит как идеальный отдых!
Аренда яхты на определенный срок называется чартер. В мировой практике закрепился недельный яхтенный чартер с субботы по субботу. От этого стоит отталкиваться, планируя сроки своего отпуска и покупая билеты на самолет.
Возникает вопрос, кто же будет управлять яхтой? Профессиональные шкиперы всегда готовы предоставить свои услуги, а в некоторых случаях услуги капитана входят в стоимость аренды.
Вы уже вдохнули воздух в легкие, чтобы напомнить: «А как же морская болезнь?» Во-первых, пока не проверите — не узнаете, есть ли она у вас. Во-вторых, в аптеках полным-полно эффективных средств, которые полностью купируют симптомы «укачивания». Их следует принимать перед тем, как выходите в открытое море. Народными методами пользоваться не стоит. Ну и, в-третьих, хороший капитан знает, как бороться с волнами и минимизировать качку на борту.
Если сомнений больше нет — формируем экипаж!

Команда
Яхтинг — это значит «быть командой». В путешествии вас окружают единомышленники, а не случайные люди из туристической группы.
Яхты и дети от 7 лет вполне совместимы, если соблюдать все меры безопасности. Такой отдых может стать прекрасной семейной традицией!
Помимо очевидной финансовой выгоды совместные путешествия под парусом хороши еще и тем, что они учат взаимодействию. Не зря корпоративные регаты меняют досуг известных компаний — коллективы выбираются из ресторанов в моря, а главы отделов практикуют навыки менеджмента в экстремальных условиях. Культура парусного спорта — отличный тренажер для стратегий бизнеса.
В конце июня 2018 года состоялась уже вторая по счету регата для сотрудников Solar Digital, и в своем блоге команда поделилась этим опытом.
Яхта, катамаран или моторная лодка?
Однокорпусные
Классическая яхта, оснащенная парусами и двигателем. Мотор используется, если нет ветра, а плыть очень хочется. Также он понадобится при швартовке, входе в марину и при выходе из нее, когда важно аккуратно встать рядом с другими лодками у причала.

Катамараны
Современные катамараны имеют несомненные преимущества в скорости, маневренности, надежности и комфорте для всего экипажа. Это безошибочный вариант для круиза с детьми. Их зачастую выбирают для путешествий по архипелагам ради возможности безопасно подходить к труднодоступным островам. У катамарана небольшая осадка, то есть он неглубоко погружается в воду и легко проплывет там, где мелко. Однокорпусная яхта, имеющая значительную осадку из-за киля (1,5 метра и более), в таких местах пройти не сможет. Киль — подводная часть судна — обеспечивает прочность корпуса и устойчивость.
В отличие от обычных яхт, катамараны меньше подвержены качке. Они гораздо устойчивее за счет расстояния между поплавками — двумя частями, из которых состоит катамаран.

Моторки
Резвые, современные яхты без мачт и парусов помогут сократить время на морские переходы между точками маршрута. В их интерьерах практически нет деревянной отделки, больше светлых тонов, минимализма и электроники. Минусы: шум двигателя и запах солярки, а точнее — выхлопных газов.
Разумно отнеситесь к выбору типа арендуемой лодки. Для семейного плавания с подростками лучше подойдет устойчивый катамаран с большим внутренним пространством. Для желающих почувствовать ветер в парусах и, возможно, даже самому попрактиковаться в управлении яхтой — однокорпусная. Хотите скорость? Бронируйте моторную лодку и рассчитывайте потратиться на топливо для нее.
Стоянки у причалов не всегда бесплатны, обычно их стоимость зависит от габаритов яхты. За катамаран придется отдать вдвое, а то и втрое больше.

Как там все помещается? А вот так!
Теперь определимся с параметрами. Длина корпуса лодки обычно измеряется в футах и соответствует цифре рядом с названием модели: так, например, у популярной яхты Bavaria 50 корпус составляет в длину 50 футов, что эквивалентно 15 метрам. У катамарана Lagoon 421 корпус в 42,1 фута — логика ясна.
Кстати, чтобы размеры лодки были для вас понятней, представьте пятиэтажный дом-хрущевку. Стандартная высота хрущевки — те же самые 15 метров. Bavaria 50 — это очень большая лодка, обдумайте, действительно ли вам понадобится столько места.
На самом деле яхты, где спокойно размещаются 6-8 человек, включая шкипера, не превышают в длину 46 футов. Внимательно рассматривайте схему устройства лодки при бронировании, решите, какое число одноместных и двухместных кают подойдет вашей компании.
На примере яхты Sun Odyssey 379 и катамарана Lagoon 380 рассмотрим схему расположения кают.
Любой катамаран будет просторней и вместительней однокорпусной лодки, даже если его корпус короче. На его палубе больше места для отдыха, а в поплавках дополнительные отсеки для хранения вещей.
Куда плывем? Сезонность и маршруты
Марины — места, где «обитают» и обслуживаются лодки, — есть практически в каждом приморском городе Европы. Это означает, что путешествовать можно даже просто вдоль побережья Испании или Италии, но гораздо чаще яхты арендуют для круиза между островами — ведь это практически единственный способ увидеть уголки земли, между которыми нет постоянного авиа- или даже паромного сообщения.
В яхтинге есть сезонность, но благодаря разнице в погодных условиях на полушариях нашей планеты нет неудачного времени года.
Летом
В период с апреля по октябрь наиболее популярен район Средиземного и Адриатического морей с их ласковым климатом и множеством островов. Яхтсмены обожают сентябрь, называя его бархатным сезоном — туристов меньше, лодки становятся дешевле, а море все еще хорошо прогрето.
Существенную роль играет яхтенная инфраструктура — количество чартерных компаний, удобные причалы, хороший сервис, безопасные бухты.

Летние направления: Греция, Турция, Хорватия, Черногория, Италия, Испания, Франция, Португалия, скандинавские страны и, между прочим, Украина.
В Норвегии, Дании, Финляндии и Шотландии яхтинг обретает совершенно другой характер — природа суровее, нет южной праздничности и красок, но от этого любителям скандинавской сдержанности такой маршрут может понравиться еще больше. На Лофотенские острова или в востребованный тур по шотландским дистиллериям с дегустацией виски стоит отправляться летом, не позднее второй декады августа.
Задумав посетить какой-то остров, узнайте, не извергается ли там время от времени какой-нибудь вулкан. Эффектно, зрелищно, а некогда белоснежную яхту от пепла отмывать уже не так приятно, как наблюдать за дымящимся кратером, скажем, на Липарских островах в Италии.
Зимой
Зимние направления — это более отдаленные регионы, даже в какой-то степени более дикие, как Малайзия, Таиланд, Французская Полинезия, Куба, Австралия и Новая Зеландия. Роскошный отдых в это время года получится организовать на Канарах, Мальдивах, Сейшелах, во Флориде и на островах Карибского бассейна. Чем дальше лететь — тем больше расходы, чем меньше выбор яхт — тем выше их цена. Получить хорошую скидку реально, если поставить бронь заранее: за год или еще раньше. Особенно если плаванье вы задумали совершить в период новогодних праздников.
В этих местах не все опасности в море отмечены навигационными знаками и погода переменчива, поэтому квалификация вашего шкипера имеет огромное значение.

Всегда стоит помнить о местных ветрах, которые дуют в каждом регионе по своему собственному «календарю» и могут испортить ваше путешествие качкой, штормом или постоянной плохой погодой.
Планируя маршрут, учтите, что расстояние в 100 километров машина проезжает примерно за 2 часа, а вот яхте потребуется в 5-6 раз больше времени. В море здорово, но вы рискуете заскучать, болтаясь на волнах больше 6 часов в ожидании следующей стоянки.
На сайте Sailica в разделе «Путеводитель» вы найдете еще больше маршрутов для яхтенных путешествий.
Чтобы упростить процедуру поиска яхт по всему миру, был разработан сервис Sailica. Это некий Google в мире яхт — агрегатор всех актуальных предложений. Sailica проверяет автора каждого объявления и предоставляет клиентам персональные скидки, а выбрать лодку помогут в службе поддержки, предоставив обратную связь как по телефону, так и online. Запрос на аренду можно оставить здесь.
Существует 4 типа аренды, из которых в заявке нужно выбрать один.
Bareboat charter — аренда без экипажа, соответственно, без капитана. Среди арендаторов обязательно должен быть человек, имеющий международный сертификат на право управления яхтой — это как знакомое нам водительское удостоверение, без которого машину не получить.
Crew charter — аренда, включающая услуги шкипера. Крупные люксовые яхты предполагают работу на борту нескольких стюардов и помощника капитана.
Аренда каюты — если компанию не удалось собрать, а приключений все-таки хочется, вы можете присоединиться к уже укомплектованным командам и разделить с ними стоимость аренды. Фактор пребывания на борту с малознакомыми людьми может повлиять на путешествие неожиданным образом, а при удачном стечении обстоятельств в вашей жизни появятся близкие по духу люди из разных стран.
Аренда на день — для небольшой прогулки, свидания, особых событий и фотосессий.
Не стоит брать яхту в аренду у частных лиц. Цена на нее может быть ниже, но вы лишаетесь гарантированного сервиса при поломке. Отдавайте предпочтение чартерным компаниям с собственным флотом, то есть — с несколькими лодками, которые могут быть взаимозаменяемы и регулярно проходят технический осмотр.
В яхтенном путешествии нужно учесть один существенный финансовый аспект — депозит. Это залоговая сумма (как правило, от 1000 евро и выше), которую вам необходимо оставить при приеме яхты, и она будет возвращена в полном объеме после окончания круиза. Разумеется, если вы не пробили якорем палубу или не прожгли кальяном обивку. Бережная эксплуатация и опытный капитан спасут от лишних расходов. Сумма депозита на сайте отдельно указывается в каждом предложении.
При приеме и сдаче яхты обязательна процедура check in/check out. Просматривая фотографии лодок, сохраните их в свой смартфон — вы должны получить именно то, что было обещано. Все технические моменты, скорее всего, будет оценивать капитан, а все члены команды должны уделить внимание безопасности во время путешествия.
Вы должны знать, где находятся спасательные жилеты и надувная лодка (тендер), где аптечка (обязательно проверьте ее содержимое). Уточните, как переключаются баки с водой, как менять газовые баллоны и где находятся запасные. Проверьте работу двигателя (передний и задний ход), включается ли навигационная панель, генератор, опреснитель, холодильник и освещение, хороший ли напор в душе и работает ли слив в туалете (гальюне). Работу гальюна следует обсудить подробно — каждая лодка оборудована своим механизмом слива, и выглядеть это все может довольно неожиданно.
Все обнаруженные уже существующие повреждения на яхте должны быть отмечены в чек-листе, сфотографируйте их до подписания чек-листа. Попросите кого-нибудь из команды детально заснять яхту снаружи и внутри.
Вы ознакомились с самой значимой информацией о планировании круиза под парусами. А теперь — добро пожаловать на борт!