Участники общественно-экспертного клуба «Стратегия 2050»* обсудили предпроектное предложение о реконструкции набережной популярного пляжа и пришли к неутешительным выводам. Речь идет о предпроектном предложении, уже получившем одобрение градсовета при городском управлении архитектуры. Оценку успели дать и общественники, которые вышли на протест под стены мэрии, а заодно заявили, что со стороны градсовета это было последней каплей, и весь его состав должен быть заменен.
Что предложили сделать на Ланжероне
Участники встречи сразу решили, что обсуждать колесо обозрения на специальном пирсе (который также планируется использовать как пристань для морских трамвайчиков) в море не стоит, – оно явно служит для отвлечения внимания. Вместо этого сосредоточились на другом. Как известно, в проект-предложении предполагается продлить набережную на Ланжероне примерно на 100 метров, до «двух шаров». Этот пункт не вызвал особых возражений у участников обсуждения. Вероятно, самый важный пункт для застройщика, которым выступает владелец дельфинария (компания «Нерум») – строительство нового здания на пустыре между дельфинарием и существующей гостиницей — корпус для дельфинотерапии с бассейнами, процедурными и кабинетами врачей.Еще предлагается на месте нынешней стоянки, прилегающих кафе и сквера построить некий двухуровневый комплекс с парковкой и выставочным залом: его присутствующие, не сговариваясь, назвали торговым центром. Эта позиция вызвала наибольшее отторжение.Все изменения планируется провести на 11 гектарах парковой зоны: из них, по проект-предложению, под здания уйдут 3,3 под мощение — 6, и под озеленение отвести оставшуюся площадь немногим более 1 гектара. Участники встречи разделились на команды, и каждая из них представила свое видение достоинств и недостатков предпроектного предложения. Выводы были во многом схожи: практически все осудили идею появления “ТРЦ”, уменьшения площади зеленых насаждений, вероятности появления торговых МАФов. Кроме того, большинство участников высказались за то, чтобы убрать парковку личного транспорта с территории, прилегающей к пляжу, и либо переместить ее на верхнюю террасу склона, либо еще дальше от моря. Общественник Юрий Никитин предложил оборудовать лифты для спуска к морю с верхней террасы — вроде того, что был в санатории «Магнолия». «Кроме того, для меня «Юбилейный» – только парковая зона, а это значит, что нужно очень серьезно относиться к озеленению, чего в этом проекте нет», – сказал он. Владислав Балинский, общественник, эколог: Реализация предложения, озвученного на градсовете, приведет к тому, что Ланжерон будет окончательно скован транспортной пробкой, а это значит, что туда не сможет проехать даже коммунальный и технологический транспорт, что особенно опасно при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Обсуждение реконструкции Ланжерона участниками Городского клуба “Стратегия 2050” в библиотеке Грушевского. Здесь и далее фото Михаила Мейзерского
Кирилл Липатов, урбанист: Среди условно положительных сторон предложенной концепции — прокладка новых коммуникаций, увеличение пешеходной зоны, хотя я бы и с этим поспорил. Из отрицательных — то, что Ланжерон, который сейчас доступен для всех слоев населения города, рискует стать «местом для богатых» (притом все равно неудобным) из-за увеличения концентрации бизнеса. Алексей Еремица, депутат горсовета: Проблема в том, что все еще нет единой концепции развития прибрежной зоны, а без этого нет понимания, как развивать территорию, хотя всем ясно, что делать это надо. Алексей Кулик, девелопер: видимо, новый корпус рядом с дельфинарием (не тот, который “ТРЦ”) все же построят: похоже, эту позицию пообещали инвестору в обмен на благоустройство. Другое дело, что общественность должна представить взвешенную концепцию того, каким будет благоустройство общественного пространства, и ее есть шанс реализовать. Ольга Квасницкая, депутат горсовета: Необходимо, чтобы общественность представила адекватную концепцию благоустройства на Ланжероне и заставила прислушаться к своему мнению. Иначе все сделают без нас, более того, дальше такая практика распространится и на Французский бульвар. Строительство и создание инфраструктуры должны быть, но каким будет общественное пространство — решать людям. Михаил Рева, скульптор, архитектор: Отсутствие концепции развития побережья — на руку тем, кто хочет вести «точечную застройку» прибрежной зоны. Мы в нынешних условиях должны заставить мэрию проводить настоящие конкурсы среди признанных команд урбанистов, как это делается в Европе. Речь идет не о таких уж больших деньгах для города, но эффект от честных конкурсов будет виден очень скоро. Александр Доброер, модератор, соорганизатор «Стратегии 2050»: Напомню, что по убеждению Френсиса Фукуямы, не существует политической воли к переменам, а те, кто заинтересован в обновлении, должны создавать коалиции и формировать эту волю. *Городской клуб «Стратегия 2050» – это группа, в которую входят общественники, урбанисты, политики, архитекторы, представители бизнеса. Задача его участников — в ходе обсуждения выработать видение вызовов, проблем Одессы и путей их решения, обмена мнениями с привлечением экспертов. Все это — для того, чтобы понимать, что на самом деле нужно для развития города.