Проект закона обозначает, кто такой олигарх, по каким критериям он определяется и что входит в эти критерии. А также вводит реестр олигархов и заставляет госслужащих декларировать контакты с ними. Кроме того, законопроект определяет термин «контролер» — лицо, которое напрямую или косвенно оказывает влияние на медиаресурсы.
Иллюстрация — Jabajabba.
Кто такие олигархи
В статье 2 законопроекта уточняется термин «олигарх». Лицо считается таковым по следующим критериям:
принимает участие в политической жизни;
оказывает влияние на СМИ;
является конечным бенефициарным владельцем хозяйствующего субъекта, который в день введения закона является субъектом естественных монополий или занимает доминирующее положение на товарном рынке государства и на протяжении одного года занимает это положение;
подтвержденная стоимость активов лица превышает один миллион прожиточных минимумов — это 2,27 миллиарда гривен (до 1 июля).
Кто такие участники политической жизни страны
Законопроект определяет, что значит участвовать в политической жизни страны: занимать пост президента, главы правительства, министров, главы парламента, их заместителя, народного депутата и других руководителей центральных органов исполнительной власти. Сюда также входят лица, которые возглавляют политические партии и/или финансировали их деятельность, кампании по агитации, митинги.
Кто определяет олигархов
Законопроект утверждает, что СНБО решает, какое лицо можно определить в категорию олигархов, после запроса членов Совета, КМУ, НБУ, СБУ и АМКУ.
Решение о признании лица олигархом вступает в силу со дня официального опубликования указа президента о введении его в действие и является обязательным к исполнению.
Что такое Реестр олигархов
Соответственно, появится Реестр олигархов, попадание в него накладывает ряд ограничений. Олигархам запрещено:
финансово (даже через третьих лиц) поддерживать политические партии;
участвовать в покупке объектов большой приватизации.
Кроме того, олигархи обязаны подавать декларацию о доходах.
Декларация о контактах
Госслужащих обяжут подавать «декларацию о контактах», в которых они должны сообщить, если встречались или общались (даже онлайн) с олигархом по любому поводу. В ней должна быть информация о дате и месте встречи и краткое содержание беседы.
Исключение: официальные встречи, которые ведутся в прямом эфире радио, телевидения, в стримингах, которые доступны широкой аудитории, а также судебные заседания, официальные совещания, которые инициированы органами государственной власти и анонсированы на их сайтах.
Декларацию необходимо подавать не позже следующего дня после контакта с олигархами или их представителями. Ее можно будет заполнить на официальном сайте СНБО. Это касается всех госслужащих, включая топ-руководство страны. В случае нарушения лицо могут привлечь к политической и (или) дисциплинарной ответственности.
А олигархи, которые уже состоят в реестре, в свою очередь, обязаны сообщать госслужащим об этом факте до начала встречи.
Как исключают из Реестра олигархов
Тем не менее, согласно статье 9, лицо может быть исключено из реестра, если не подходит минимум по двум пунктам из статьи 2.
Кроме того, это же решение может принять СНБО на основе заявления олигарха, который состоит в реестре.
Однако законопроект уточняет, что отсутствие влияния на СМИ не считается, если медиа было передано другому лицу, которое связано с олигархом, или лицу без безупречной деловой репутации, которая определяется статьей 10 этого же закона.
Безупречная деловая репутация
Статья 10 определяет термин «Безупречная деловая репутация». Ее не могут получить лица:
у которых непогашенная судимость;
которые попали под санкции Украины, иностранных государства (кроме стран-агрессоров) и международных организаций;
которые связаны с террористической деятельностью;
которые попали под запрет суда на занятие определенной должности или деятельностью;
которые ненадлежаще исполняют обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, если сумма превышает или равняется 100 размерам минимальной зарплаты за месяц;
которые приобрели (или имели намерение приобрести!) средства массовой информации по цене, которая ниже рыночной, или за средства, источник которых неизвестен или документально не подтвержден;
которые значительно и/или систематически нарушали требования законодательства о СМИ, банковского, финансового, валютного, налогового законодательства, законов по вопросу финансового мониторинга, законодательства про ценные бумаги, акционерные общества и фондовый рынок.
Закон вступает в силу спустя полгода после публикации и имеет ограниченный срок действия — 10 лет. По задумке, он должен помочь в ликвидации олигархической системы в Украине и послужит основой для антитрастовых законов, законов о лоббизме и других нормативно-правовых актов, реформирует экономические и общественные отношения в стране.
Отдельно отметим, что в проекте закона дается определение электронным средствам массовой информации. Это средство распространения периодически обновляемой информации для не определенного заранее круга субъектов в электронном виде с помощью интернета под постоянным названием как индивидуализирующим признаком. Исключение — аккаунт в социальных сетях.