«Барабанная установка Спанч Боб», «День рождения кошечки Мурки», «24 часа в домике для детей» — если подобные названия видео кажутся странными, то 15 миллионов подписчиков канала Mister Max и 16 миллионов канала Miss Katy с вами поспорят. 8-летний Макс и 6-летняя Катя Федорчуки — одесские блогеры, каналы которых еще в 2016 году оказались прибыльнее, чем YouTube-канал студии «Квартал 95».
По данным Social Blade, каналы брата и сестры приносят доход до 700 тысяч долларов в месяц. На видео дети устраивают разные челленджи, наряжаются, выбирают игрушки или технику, играют и едят разную еду (все мы в детстве мечтали наесться конфеток M&M’s и не думать, что скажет мама). Кстати, о родителях: конечно же, за кадром съемок всех маленьких блогеров всегда стоят мамы и папы, они занимаются обработкой видео, монтажом, сценариями, вкладывают деньги в аппаратуру.
Андрей и Оксана Федорчуки начали снимать своего сына Макса в 2014 году — постепенно каналы детей начали приносить столько денег, что семья смогла переехать в Лондон. При этом Федорчуки не дают никаких интервью журналистам — толком неизвестно, чем они занимались до раскрутки детей на YouTube и как поняли, что эта идея вообще будет перспективной.
Успех одесситов может впечатлять, однако это все равно не предел. Как пишет Forbes, сегодня 9-летний Раян Каджи является самым высокооплачиваемым блоггером на YouTube — его годичный доход от блога составляет 26 миллионов долларов (больше, чем у Джеффри Стара и PewDiePie). Также Раян сотрудничает с такими гигантами, как Nickelodeon, Walmart, Hasbro, Netflix и выпускает свою линию игрушек. Получается, что инфлюенсеры среди детей куда известнее и успешнее, чем их взрослые коллеги среди других взрослых.
«YouTube — самая популярная няня в мире», — говорит Эяль Баумел, генеральный директор управляющей компании Yoola, которая специализируется на интернет-звездах.
Как пишет Forbes, исследование Pew Research Center показало: в 2019 году видео с популярными детскими блогерами на YouTube было в три раза больше, чем количество условно взрослых видео (сюда можно отнести вообще все недетское) с большой аудиторией.
Другое исследование Pew говорит, что 81% родителей с детьми до 11 лет разрешают своим детям смотреть YouTube — дети стали большой аудиторией, интересы которой учитывают и создают контент специально для нее.
Конечно, финансовая сторона вопроса очень влияет на количество детей, которые становятся блогерами с подачи родителей — теперь ребенок самый лучший и талантливый не только для мамы и папы, но и для миллионов других детей по всему миру, которые в силу небольшого возраста смотрят и воспринимают любую рекламу.
Сейчас YouTube даже работает над тем, чтобы ограничить получение доходов от детских каналов из-за нарушений конфиденциальности детей в интернете. В 2020 году платформа может запретить рекламу детского контента, а детские блоги прекратят отображать в верхней строке поиска Google.
Представьте, какой удар могут получить доходы родителей интернет-звезд. Хорошо, что их дети этого пока что не понимают и, скорее, просто дурачатся на камеру, делая те же вещи, что и большинство ровесников. Правда, за куда большие деньги.
Можно сказать, что всех денег мира все равно не заработаешь, но сейчас общество переключается на другую тему: кем в будущем станут милые крошки, делающие распаковку My little Pony для 20 с лишним миллионов подписчиков?
Еще в прошлом году газета The Telegraph писала о том, что специалисты Королевского колледжа психиатров советуют британскому правительству принять новые законы о YouTube-детях. Они должны получать такую же юридическую защиту, как и дети-актеры. Также психиатры упомянули возможное переутомление для «кидинфлюенсеров» и «золотую лихорадку» от славы в интернете.
Доктор Ричард Грэм, британский психиатр-консультант, считает, что для детей существует угроза выгорания и «техностресса» из-за постоянных требований развлекать миллионы подписчиков. «Существует риск, что дети не получают обычные жизненные возможности: образование, сон, расслабление и подвергаются риску чрезмерного труда. Платформы должны нести ответственность, потому что получают от этого выгоду», — говорит он.
The Telegraph упоминает, что в отношении детской занятости действуют достаточно строгие правила: ребенок младше 13 лет не может работать более 12 часов в неделю, до 7 часов утра, после 7 часов вечера и больше 4 часов подряд.
Стив Кунцевич, специалист по праву в социальных сетях, в интервью газете объясняет, что пока не ясно, как действующие законы применяются к звездам YouTube. Возможно, лет через 5 мы будем читать в соцсетях о спорах, аналогичных опыту Маколея Калкина, который в 14 лет подал в суд на своих родителей, чтобы самому распоряжаться гонораром в 50 миллионов долларов.
«Меня не удивит, если через несколько лет мы увидим еще одного Маколея Калкина или Дрю Бэрримор, которые будут говорить “мои родители забрали мои деньги”», — говорит Кунцевич.