31 мая 2020

Да ну вас в баню: краткая история банных и купальных процедур наших предков

Одним из основных способов поддерживать чистоту собственного тела испокон веков было использование обычной воды. Многие реки и озера считались священными местами, способными очистить не только тело, но и душу от демонических сил.

Вспомните миф про Ахилла: после рождения его мать Фетида опустила младенца в Стикс, держа за пятку. Воды реки подземного царства Аида наделили древнегреческого героя неуязвимостью. Единственным слабым местом легендарного покорителя Трои осталась пята, которой не коснулись воды Стикса. 

Древнегреческий врач Гиппократ был твердо уверен, что водные и банные процедуры помогают вылечить множество заболеваний. О том, что греки их почитали, свидетельствуют остатки храма бога врачевания Асклепия на руинах города Эпидавр. Здесь до сих пор видны руины древней водолечебницы, где еще в VI веке до нашей эры жрецы лечили толпы паломников, которые устремлялись сюда в мечтах об исцелении.

Однако не все регионы могли похвастаться обилием рек и озер, да и время года влияло на ощущения от купания. Приходилось импровизировать.

Знаменитый древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена использовали походные бани, которые напоминали внешним видом юрты. Кочевники связывали жерди и обтягивали их войлоком. Под этой конструкцией размещали очаг с раскаленными камнями, на который выливали отвар или бросали семена трав, в частности конопли. 

Создаваемый ими дым и пар, как утверждает Геродот, настолько силен, что «никакая эллинская баня не сравнится». Кроме того, существует предположение, что конопляные зерна иногда вызывали психоделический эффект. 

Индейское племя лакота использовало бани похожим образом, но больше в ритуальных целях. Это была конструкция из прутьев, обтянутых шкурами, она называлась инипи. В центре бани располагалось углубление, куда помещались раскаленные на костре камни. Их обливали настоем, который состоял из различных трав и, предположительно, «лианы духов» — так называется лиана Банистериопсис каапи, из которой делают мощный психоделический отвар аяуаска. Ритуал преследовал сразу четыре цели: очищение тела, сердца, души, разума. Примечательно, что инипи пользовались в основном мужчины, так как считалось, что женщины и так неплохо справляются с чистотой каждый месяц. Банная процедура длилась около 4-5 часов и сопровождалась церемониальным пением, молитвами и ударами в бубны. 

От первых ванн до античных терм

Одна из самых древних ванных комнат находится на острове Крит — в построенном в XVIII-XV веках до нашей эры Кносском дворце, который послужил основой для мифа о Минотавре. Ванна была всего одна, так что, скорее всего, ею пользовались правители и их семьи.

Первые комфортабельные бани появились на территориях Индии, Китая и Египта. Вообще, баня играет важную роль в религиях Дальнего Востока. Например, китайские буддисты считали, что баня излечивает от семи болезней, а банщики получают семь похвал к карме. В Японии же сложилась собственная сложная культура купальных и банных процедур. Здесь существовали различные виды бань, и у каждой из них свое название: оньеку, онсен, офуру, дорою и так далее.  

Как мы уже писали, целебную ценность бань осознавали также во времена Античности. Древнегреческие термы — так называли общественные бани — обычно располагались в больших домах и гимнасиях, воспитательно-образовательных учреждениях в Древней Греции, и пользовались огромным спросом. Древние римляне смогли впервые насладиться термами в I веке до нашей эры. Считается, что римский полководец Агриппа первым построил в Риме общественную бесплатную баню. Его примеру затем последовали безумный Нерон, идеальный Тит, хороший Траян, распутный Каракалла и другие правители. 

Римские термы имели систему центрального отопления и даже подогрев пола и стен, эта система называлась гипокауст. В печах нагревали воду и воздух, которые циркулировали под двойным полом (чтобы он не был горячим) и в стенах терм. И так как термы были своего рода центрами общественной жизни, то при них находились гимнастические залы и даже библиотеки. Особый интерес представляют императорские термы, чье внутреннее убранство подчеркивалось мрамором, мозаиками и скульптурами.

После краха Западного Рима бани продолжали существовать в городах Византии и в других регионах Европы. Например, в Британии, как пишет бенедиктинский монах Беда Достопочтенный, земли богаты на горячие и соленые источники, где моются раздельно сообразно полу и возрасту. Поэтому, несмотря на «смерть» Рима, банями продолжали пользоваться по всей Европе. 

От парушек до хаммамов

На Руси о бане знали с древнейших времен, у нее много названий: байна, влазня, мыленка, парушка и так далее. Баней выступали землянки, глинобитные постройки и даже шалаши с земляной крышей. Считается, что любовь попариться сюда принесли кочевые народы — например, те же скифы. 

Одно из первых упоминаний о банях на Руси встречается в «Повести временных лет». Апостол Андрей, посетив Новгород, увидел деревянные бани и рассказывает, что   

«и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Еще одно упоминание в «Повести» касается княгини Ольги, которая, желая отомстить древлянским послам за смерть князя Игоря, приказала истопить баню (или сотворить «мовь»), где затем древлян сожгли заживо.

Крещение Руси ускорило усовершенствование бани, создав из нее близкий уже нам вариант. Византийские ученые показали, как еще можно использовать обычную хлебную печь, да и сами они позаимствовали технологию у Запада и Востока, находясь на границе этих миров. 

Одна же из первых общественных бань появилась в 1089 году в Переславле. Выдолбили ее в камне и назвали «Ефимовыми» — возможно, в честь грека, который соорудил баню по византийским стандартам.

В мусульманских городах строили как горячие бани, так и места специальных омовений. Однако местные купели использовали проточную воду, так как исламские традиции запрещают принимать ванны и плавать в бассейнах из стоячей воды, называя ее оскверненной. 

Зато огромную популярность получили измененные римские термы — хаммамы, название которых буквально означает «горячая вода». Сам Пророк Мухаммед рекомендовал мусульманам принимать горячие бани, поскольку «чистота — половина веры». Турецкие бани, как их принято называть сейчас, обогревались большим котлом с водой. Пар подавался через отверстия в стенах. Убранство восточных бань было роскошным и ассоциировалось с источником истинного наслаждения. Как и термы, хаммамы использовались как медицинские учреждения: здесь прижигали раны и проводили кровопускание.

Мусульманские бани обычно делили на мужские и женские или использовали один и тот же хаммам в разные дни: по четным и нечетным. Поперек входной двери вешали веревки в качестве знака женского дня. Считается, что в этот день мусульманские женщины вели активную общественную жизнь, обсуждая дела и сплетничая. Сюда собирались, словно на праздник: в яркой красивой одежде, с собой брали сладости, внутри пили кофе. И так на весь день. 

Славные дни банных утех средневековых «немытых европейцев»...

И хотя повсеместно принято считать, что средневековые люди понятия не имели о гигиене, это вовсе не так. Один из Отцов Церкви Климент Александрийский полагал, что общественные купальни способствуют гигиене и хорошему самочувствию. Сами церкви вблизи монастырей и мест паломничества строили общественные купальни, разделенные на мужские и женские. Папа Григорий Великий убеждал своих последователей в ценности купания как телесной потребности.

Тогда, наверное, сами монахи ходили немытыми и грязными? Правила Вестминстерского аббатства утверждали, что ванну можно принимать на Рождество, Пасху, в конце июня и сентября. Насколько серьезно соблюдались такие правила, сложно сказать. Но тогда зачем при аббатстве работал банщик, которому ежедневно платили две буханки хлеба и раз в год полагалась премия в 1 фунт стерлингов?

Более того, один из медицинских трактатов Regimen Sanitatis Salernarnitanum о пользе гигиены был написан в XII-XIII веках самими монахами. 

Рост городов в IX-X веках привел к возникновению общественных банных комплексов. В конце XIII века в Париже насчитывалось около 26 парных, где очищали кожу, а заканчивалась вся процедура мытьем. Посетители использовали щетки для массажа, натуральные морские губки и даже банные веники. Люди посещали их так же регулярно, как и церкви, поэтому банные учреждения облагали пошлинами, подобно мельницам, кузням и тавернам. Банные комплексы продолжали быть общественными центрами: здесь устраивали свидания, организовывали ужины, сюда приводили друзей и даже ходили к цирюльнику, который был по совместительству стоматолог и лекарь.   

Средневековые бани представляли широкий спектр услуг: можно было заказать индивидуальные деревянные бани, общий бассейн, парилки и даже сауну (условную деревянную ванну накрывали простыней). Память о пользе бань от античных врачей не померкла: сюда ходили,  чтобы излечиться от ревматизма, сочетая банные процедуры с кровопусканием. 

Банщики же были универсальными специалистами, которые брали на себя все эти процедуры, установив строгий прейскурант. Кроме того, средневековые банщики иногда совмещали свою должность с функцией пожарных в городе. Логично, ведь где еще взять столько воды для тушения пылающих деревянных строений?

Да и вообще средневековые писатели подходили к купаниям крайне серьезно. В сборнике житейских наставлений Secreta Secretorum есть целый раздел, где указаны лучшие времена года для принятия ванн: спойлер — весна и зима. Составители предлагают 57 видов купания, учитывая различные состояния человека: старость, беременность и так далее. 

Немногие могли позволить себе личную ванну, а те, кому повезло, предпочитали дерево в качестве основного ресурса для ее изготовления. Сверху ванны накрывали подобием тента. Наполняли их из кувшинов и горшков.

В популярной в XV веке «Книге манер» Джона Рассела приему ванной отведена целая глава: в частности, сказано, как устроить ванну для лорда:

«Развесить простыни вокруг крыши, наполненные цветами и душистыми зелеными травами, держать при себе пять или шесть губок, чтобы упираться на них, одну большую губку, чтобы сидеть, закрыть все простынями, следить, чтобы дверь была заперта. Иметь чашу, наполненную свежими травами, мыть его тело мягкой губкой, ополосните теплой розовой водой и вытрите его».

Английские средневековые короли обожали ванны. Иоанн Безземельный, путешествуя по своему королевству, всегда брал с собой переносную ванну, за которую отвечал некий Вильгельм.  В 1351 году Эдуард III приобрел краны для горячей и холодной воды в Вестминстерском дворце. А король франков Карл Великий приглашал на купание не только своих сыновей, но и дворян и друзей, а иногда даже толпу сопровождающих и телохранителей.  

Несмотря на миф о «немытой Европе», средневековые европейцы понимали, что мыть лицо и руки полезно. Например, итальянский врач  XIV века Магнинус Медиоланенсис в своем трактате заявил, что «ванна очищает внешние части тела от грязи, оставшейся после физических упражнений».  Кроме того, считалось, что ванны облегчают процесс пищеварения и позволяют избавиться от диареи. 

Как пишет Вирджиния Смит в книге Clean: A History of Personal Hygiene and Purity, на немецких гравюрах XV века встречаются изображения городских бань, где купающиеся пары разделяют трапезу голышом в ванной.

…и их бесславный конец

Все изменилось в XVI веке. Бани и купальни заклеймили в качестве распространителей «неаполитанской заразы», то есть сифилиса. Все верно, при банях часто работали проститутки. Как утверждает Мари-Анн Поло де Болье, автор книг «Средневековая Франция», в «Романе о Розе» Жана де Мена — французской аллегорической поэме XIII века, «посещение бань напоминало мирской праздник, зачастую влекущий сексуальные удовольствия, получаемые вне брака».

Видимо, сперва с этим пытались бороться мягкими мерами — штрафами. В Валенсийском кодексе, составленном в XII-XIII веках, четко прописали нормы посещения бани. Мужчинам можно париться во вторник, четверг, субботу; женщинам — в понедельник и среду; а также есть определенные дни для евреев — пятница и воскресенье. В христианской среде иудеев не жаловали еще с I века. С другой стороны, в кодексе был прописан еще один момент:

«Если христиане в дни евреев войдут в баню или евреи в дни христиан, и там еврей христианина или христианин еврея ранит или убьет, то не платят никакого штрафа».

Страхи перед венерическими заболеваниями, Черная смерть, активная деятельность христианских проповедников, которые обрушивались на общественные бани, называя их очагом бесстыдства, рост цен на древесину и еще множество факторов влепили бан средневековым парным. Общественные бани начали закрывать. К XVII веку в Париже осталось всего несколько, а в Лондоне о них и вовсе забыли.  Нидерландский философ Эразм Роттердамский написал в 1526 году следующее:

«…Всего 25 лет назад ничего не было таким популярным, как общественные бани. Сегодня их уже не отыскать — чума научила нас обходиться без них…»

В этот же период в Англии правила Елизавета I, которая, как утверждается, мылась всего раз в месяц, а пот и грязь прятала под слоями пудры. 

Поэтому неудивительно, что, попав в Восточную Европу, европейские путешественники XVIII века удивлялись такому феномену, как баня, хотя сами сыграли не последнюю роль в ее популяризации. 

Пока в Западной Европе поддерживали чистоту с помощью переносных ванн и раз в несколько месяцев, Восточная и Северная продолжали использовать бани. В Венгрии, чья территория некогда была под Османской империей, общественные бесплатные термы продолжали работать, а сегодня они — одни из важных туристических достопримечательностей Будапешта. 

Кстати, в XVII веке на Руси за банями пристально смотрели, потому что они могли стать источником пожаров. В жаркую пору года личными банями запрещали пользоваться. И настаивали на их строительстве в дворах усадеб или огороде, подальше от жилых построек. В богатых домах бани пристраивали к жилым постройкам, называли мыльными и использовали соответственно названию.

Также были установлены церковные запреты на совместное мытье мужчин с женщинами, но неизвестно, насколько рьяно они соблюдались.

После эпохи великих моров и закрытия общественных бань западные европейцы были абсолютно уверены, что купаться — значит вредить собственному телу. Ведь кожа защищает организм от гниения и болезней, а токсины покидают тело через пот, менструальную кровь, мочу и кал. 

Тогдашние некоторые «светила» твердили, что купание увеличивает риск возвращения токсинов через поры кожи и отверстия в теле. Но все же как-то нужно оставаться чистыми. Решение было простым и странным — регулярная смена белья. Льняное постельное белье впитывает токсины, выходящие из организма, а затем его можно просто постирать. Как утверждал английский богослов Джон Уэсли, «чистота — сестра благочестия», а значит, безупречное льняное белье символизировало добродетель.

Баня парит, баня правит

В XVIII веке с появлением водопровода изменилось отношение к купальным процедурам.  Кроме того, раскопки в Помпеях показали, что древние римляне обожали принимать ванны, а вышедшая в 1772 году книга Чарльза Камерона «Термы римлян» вдохновила людей на сооружение купален в античном духе, например, Холодных бань в Царском Селе, построенных для Екатерины II.

Вторая половина XVIII века ознаменовала перелом. Медики начали рекомендовать ванны с минеральной водой для лечения и укрепления здоровья. Так во многих странах Европы начали появляться минеральные курорты. По правилам, мужчины принимали их в одежде, а женщины заворачивались в цветную простыню.  

В Украине, возле Одессы, находится один из старейших бальнеогрязевых курортов «Куяльник». В 1833 году врач Эраст Андреевский убедил городские власти, что лечебница с уникальной методикой оздоровления здесь совершенно необходима и в будущем принесет хороший доход. Город выкупил участок у владельца земли в межлиманье князя Жевахова под амбициозное строительство курорта.

В XIX веке бедные люди уже начали регулярно мыть руки, ноги и лицо, а остальное тело — всего пару раз в месяц. С другой стороны, в эпоху Регентства аристократ и денди Джордж Брайан Браммелл популяризировал привычку купаться среди высших слоев общества. Английский законодатель моды утверждал, что люди всегда должны хорошо пахнуть без парфюмов и ароматических масел. 

С середины XIX века в Англии, Германии и США грязи объявляют войну. Чистота тела становится стандартом. В 1846 году в Англии утверждают закон о публичных банях и прачечных. Тогда английские общественные бани представляли из себя раздельные кабинки с ваннами. А местная элита начинает обзаводиться ваннами у себя дома. 

Необходимость в банных комплексах в качестве места для ухода за собой начала пропадать в XX веке. Ванна начала появляться в каждом доме и квартире, даже в бедных домах. Вместо этого бани, сауны и спа-салоны стали коммерциализироваться в качестве одного из способов времяпровождения и оздоровительных форм отдыха. 

В наши дни практически в любой стране существуют фитнес-центры или банные комплексы, которые можно посетить, чтобы искупаться в бассейне или понежиться в бане. А если у вас достаточно финансовых средств и частный дом, то при большом желании вы можете построить себе собственную баню и не париться.

Изображения — Wiki Commons.

Комментарии