24 июля 2019

Дерибасовская, которую мы заслужили. Репортаж Игоря Горы

В этом году стало понятно, что Дерибасовская окончательно захвачена лошадьми, дешевыми конкурсами и курортниками. Больше это не место для прогулки или ужина на летней площадке. Игорь Гора несколько месяцев фиксировал происходящее на главной улице Одессы. Читайте и смотрите его репортаж прямо сейчас.

Напротив арки Пассажа на главной улице города под липой сидят двое молодых, но изрядно потрепанных жизнью бродяг. Доносится хриплый голос уличного артиста, который подражает Высоцкому: “Пусть он хмур был и зол, но шел…”. Один из бродяг неуверенно встает на ноги, опираясь о ствол дерева. В свете витрин блеснула струя, потеки поползли вниз по коре.  “Невтерпеж”, – разводит руками писающий маргинал в ответ на мое замечание. “Ты бы хоть штаны расстегнул”, – говорю я, с удивлением замечая, что нужду он справляет через одежду. “Невтерпеж!” – повторно поясняет бродяга. 

Невтерпеж и одесситам находиться на Дерибасовской, ставшей олицетворением провинциального курорта образца девяностых. Среди дешевых аттракционов, окутанные шашлычным смрадом, снуют толпы отдыхающих, рискуя получить лошадиным копытом в голову.

Для них крутится карусель примитивных конкурсов: проехать на “пьяном” велосипеде, повисеть на турнике с проворачивающейся перекладиной, оторвать тяжелую гирю от стола, попасть дротиком в воздушный шарик, закинуть кольцо на горлышко бутылки, поучаствовать в лохотроне, изготовленном из мыльниц и рюмок, съесть за минуту пять песочных печенек. Вот гостья города решает попробовать себя в поедании печенья, вокруг сразу собирается толпа зевак. Друзья авантюристки приготовили мобильные. В отведенный срок девушке удается справиться лишь с двумя печеньями, она спрашивает можно ли забрать те, что не осилила. Ей разрешают.

За саундтрек к этой трагикомедии отвечают многочисленные уличные музыканты с гитарами, саксофонами и электробалалайками, которые исполняют по кругу известные песни.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Центральная улица превратилась в конюшню и парковку мотоциклов одновременно. Десятки измученных засыпающих лошадей разодеты и выкрашены, как японские школьницы. В глазах рябит от разноцветных грив и рисунков на шерсти. Силком потащили за узду очередного пони с грустными глазами. Он  раскрашен сердечками и наряжен в яркую балетную пачку, на голове шапочка с блестящим рогом. Девочка восторженно восседает на сказочном единороге, рядом бежит ее ошалевшая мать, снимая трясущееся вертикальное видео.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Эксплуатация животных здесь не ограничивается копытными — по Дерибасовской таскают енота, шиншиллу, голубей, пауков. Воспоминания об Одессе будут навевать фотографии с перепуганным зверьком на руках у лотка с принадлежностями для курения марихуаны. Или с розовыми голубями на плечах в обнимку с пластиковой скульптурой Попандопуло. Мальчишка в кепке капитана засмотрелся на художника, рисующего шарж на фотографию улыбающейся с экрана мобильного парочки. Его заставляет подпрыгнуть громкий рев мотора за спиной. Периодически  по пешеходной улице проползают мотоциклы – люди и лошади вынуждены расступаться. Десятки мотоциклистов облюбовали место для тусовки на углу Гаванной. Ангелы курортного Ада. 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Грязные серые сородичи пернатых аксессуаров для фото купаются в луже, которая образовалась в продавленной самосвалами колее при “благоустройстве” Летнего театра. Их заставляет вспорхнуть бегущий вприпрыжку потасканный Микки Маус. Он чудом разминается с туристом на арендованном гироскутере. Шоу барабанщиков собрало вокруг себя толпу зевак, выстроившихся полукругом. В центре пляшут дети и две пьяные коммунальщицы неопределенного возраста. Женщина в оранжевой жилетке играет на воображаемой гитаре и трясет коротко стриженной головой под System of a Down. Через несколько треков пиджейки выдыхаются и уходят к своему коллеге на лавку пить пиво.  Мальчик с кудрявыми черными волосами выступает в образе Майкла Джексона под песни артиста, звучащие из портативной колонки. К нему подходит девушка, склоняется и что-то объясняет на ухо, активно жестикулируя руками.  По лицу мальчика видно, что он ничего не понимает. Предполагаю, что она рассказывает про сомнительную репутацию исполнителя и пытается объяснить неуместность подобного выступления. Но все оказывается куда банальнее, когда девушку отводит в сторону мужчина — сидевший до этого на лавочке отец юного дарования. Парнишке предлагают танцевать в агитационной майке рядом с палаткой, агитирующей за “очень хорошего человека, делающего  очень много для Одессы”. Родитель называет сумму, девушка удаляется ее согласовывать.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

На Греческую площадь тянут упирающуюся лошадь с довольным мужиком в бриджах. Новоиспеченный ковбой усадил перед собой в седло маленького ребенка. Метрах в пяти за ними бежит полная женщина, скользя шлепанцами по брусчатке, снимает поездку на мобильный телефон в вытянутой руке. За ней спешит мальчик лет десяти. Одной рукой он толкает пустую коляску, которая скачет по брусчатке. Во второй – мамина слабоалкоголка, под мышкой зажат пекинес с глазами на выкате. Горлышко бутылки выскальзывает из детских пальцев, звон бьющегося стекла теряется в общем шуме. Следом десантируется собачонка. Мать с сыном снова устремляются следом за главой семейства, минуя осколки разбитой бутылки. Не заметив свежую кучу конских экскрементов, мальчик проезжает по ней коляской и затем вступает в нее сам. Воздушные шарики с подсветкой, шарики мороженого и шарики лошадиного навоза.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Социальные сети наполнены сотнями фотографий в различных позах на лавочке с Утесовым или на двенадцатом стуле. Чтобы сделать свою версию снимка отдыхающие выстраиваются в очереди днем и ночью. Удивительно, что до сих пор у этих памятников не установили емкости с рыбками для пилинга. Сидишь в обнимку с Утесовым, на ухо воркуют голуби с цветными хвостами. Жуешь шаурму, а рыбки жуют твои мозоли. 

В Инстаграме часть снимков загружают с меткой, в которой допущена ошибка — “Одесса, ДерЕбасовская”. В качестве промо-ролика города хорошо представляется медвед в шортах, который вскинув лапы, кричит: “Превед, Деребасовская!”. Фоновая музыка – “Ты одессит, Мишка!” в исполнении студентки в ротонде Горсада, агитирующей в предвыборной гонке за президента своего университета.

С многочисленных летних террас, занимающих тротуары, открывается вид на этот балаган. В нескольких метрах от ужинающих туристов может лежать куча навоза на мостовой, а над тарелкой нависать лошадиный зад, украшенный звездами. На фудкорте возле Греческой площади запахи сливаются в такой зубодробительный микс, что я выхватываю у промоутера пробник парфюмов, продающихся рядом на разлив, и прижимаю его к носу. В конце прохода между точками фастфуда, напротив тира, парни кавказской наружности меряются силой удара. Альфа-самец стаи бьет грушу автомата ногой с разворота, на фоне за один из столиков принесли кальян.  Три явно несовершеннолетних подростка берут в прокат мопеды. Рывками, неуверенно пробираются на них сквозь толпу, мимо живых статуй и неживых туристов. Цветочница в пышном платье маневрирует между массивными телескопами. На брусчатке сидя заснул мужчина с баяном в руках, в его ногах лежат собачонка и табличка “Помогите на корм”.

Прогуливающийся легкой походкой Спайдермен стреляет в мою сторону воображаемой паутиной. Для меня она вполне материальна – ощущаю себя запутавшимся в липком измерении,  пространственном искажении, ведущем в Затоку.  Я начинаю задумываться о краже коня как быстром способе побега отсюда.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

После полуночи бродяги из-под липы вместе с товарищами оккупировали лавочку напротив дорогих магазинов. Дух азарта и конкурсов пропитал и этих обездоленных. Они играют в игру на отжимания, призы – рюмка водки или сигарета. Мимо идут двое приличных мужчин в возрасте, тоже пораженных атмосферой интересных конкурсов. Один из них неожиданно падает перед бродягами и начинает отжиматься, демонстрируя как надо. В ответ крепкий бородатый оборванец подрывается с лавки и начинает отжиматься с хлопком над головой. Через минуту отжимаются уже все, а босяк-тамада командирским голосом считает выполненные отжимания. После физических упражнений все братаются. Мужчины оказываются иностранцами из Грузии и Италии, что вызывает возбуждение среди бродяг. “Шоу маст гоу он”, – тамада выпаливает первое, что вспомнил на английском языке. Затем добавляет: “Ну Фредди Меркьюри – п..ар!”.

Image Title
Image Title
Image Title

Если хочется попасть на Дерибасовскую здорового человека, приходите сюда в 8 утра. Или используйте Гугл-карты.

Комментарии