Напротив арки Пассажа на главной улице города под липой сидят двое молодых, но изрядно потрепанных жизнью бродяг. Доносится хриплый голос уличного артиста, который подражает Высоцкому: “Пусть он хмур был и зол, но шел…”. Один из бродяг неуверенно встает на ноги, опираясь о ствол дерева. В свете витрин блеснула струя, потеки поползли вниз по коре. “Невтерпеж”, – разводит руками писающий маргинал в ответ на мое замечание. “Ты бы хоть штаны расстегнул”, – говорю я, с удивлением замечая, что нужду он справляет через одежду. “Невтерпеж!” – повторно поясняет бродяга.
Невтерпеж и одесситам находиться на Дерибасовской, ставшей олицетворением провинциального курорта образца девяностых. Среди дешевых аттракционов, окутанные шашлычным смрадом, снуют толпы отдыхающих, рискуя получить лошадиным копытом в голову.
Для них крутится карусель примитивных конкурсов: проехать на “пьяном” велосипеде, повисеть на турнике с проворачивающейся перекладиной, оторвать тяжелую гирю от стола, попасть дротиком в воздушный шарик, закинуть кольцо на горлышко бутылки, поучаствовать в лохотроне, изготовленном из мыльниц и рюмок, съесть за минуту пять песочных печенек. Вот гостья города решает попробовать себя в поедании печенья, вокруг сразу собирается толпа зевак. Друзья авантюристки приготовили мобильные. В отведенный срок девушке удается справиться лишь с двумя печеньями, она спрашивает можно ли забрать те, что не осилила. Ей разрешают.
За саундтрек к этой трагикомедии отвечают многочисленные уличные музыканты с гитарами, саксофонами и электробалалайками, которые исполняют по кругу известные песни.
Центральная улица превратилась в конюшню и парковку мотоциклов одновременно. Десятки измученных засыпающих лошадей разодеты и выкрашены, как японские школьницы. В глазах рябит от разноцветных грив и рисунков на шерсти. Силком потащили за узду очередного пони с грустными глазами. Он раскрашен сердечками и наряжен в яркую балетную пачку, на голове шапочка с блестящим рогом. Девочка восторженно восседает на сказочном единороге, рядом бежит ее ошалевшая мать, снимая трясущееся вертикальное видео.
Эксплуатация животных здесь не ограничивается копытными — по Дерибасовской таскают енота, шиншиллу, голубей, пауков. Воспоминания об Одессе будут навевать фотографии с перепуганным зверьком на руках у лотка с принадлежностями для курения марихуаны. Или с розовыми голубями на плечах в обнимку с пластиковой скульптурой Попандопуло. Мальчишка в кепке капитана засмотрелся на художника, рисующего шарж на фотографию улыбающейся с экрана мобильного парочки. Его заставляет подпрыгнуть громкий рев мотора за спиной. Периодически по пешеходной улице проползают мотоциклы – люди и лошади вынуждены расступаться. Десятки мотоциклистов облюбовали место для тусовки на углу Гаванной. Ангелы курортного Ада.
Грязные серые сородичи пернатых аксессуаров для фото купаются в луже, которая образовалась в продавленной самосвалами колее при “благоустройстве” Летнего театра. Их заставляет вспорхнуть бегущий вприпрыжку потасканный Микки Маус. Он чудом разминается с туристом на арендованном гироскутере. Шоу барабанщиков собрало вокруг себя толпу зевак, выстроившихся полукругом. В центре пляшут дети и две пьяные коммунальщицы неопределенного возраста. Женщина в оранжевой жилетке играет на воображаемой гитаре и трясет коротко стриженной головой под System of a Down. Через несколько треков пиджейки выдыхаются и уходят к своему коллеге на лавку пить пиво. Мальчик с кудрявыми черными волосами выступает в образе Майкла Джексона под песни артиста, звучащие из портативной колонки. К нему подходит девушка, склоняется и что-то объясняет на ухо, активно жестикулируя руками. По лицу мальчика видно, что он ничего не понимает. Предполагаю, что она рассказывает про сомнительную репутацию исполнителя и пытается объяснить неуместность подобного выступления. Но все оказывается куда банальнее, когда девушку отводит в сторону мужчина — сидевший до этого на лавочке отец юного дарования. Парнишке предлагают танцевать в агитационной майке рядом с палаткой, агитирующей за “очень хорошего человека, делающего очень много для Одессы”. Родитель называет сумму, девушка удаляется ее согласовывать.
На Греческую площадь тянут упирающуюся лошадь с довольным мужиком в бриджах. Новоиспеченный ковбой усадил перед собой в седло маленького ребенка. Метрах в пяти за ними бежит полная женщина, скользя шлепанцами по брусчатке, снимает поездку на мобильный телефон в вытянутой руке. За ней спешит мальчик лет десяти. Одной рукой он толкает пустую коляску, которая скачет по брусчатке. Во второй – мамина слабоалкоголка, под мышкой зажат пекинес с глазами на выкате. Горлышко бутылки выскальзывает из детских пальцев, звон бьющегося стекла теряется в общем шуме. Следом десантируется собачонка. Мать с сыном снова устремляются следом за главой семейства, минуя осколки разбитой бутылки. Не заметив свежую кучу конских экскрементов, мальчик проезжает по ней коляской и затем вступает в нее сам. Воздушные шарики с подсветкой, шарики мороженого и шарики лошадиного навоза.
Социальные сети наполнены сотнями фотографий в различных позах на лавочке с Утесовым или на двенадцатом стуле. Чтобы сделать свою версию снимка отдыхающие выстраиваются в очереди днем и ночью. Удивительно, что до сих пор у этих памятников не установили емкости с рыбками для пилинга. Сидишь в обнимку с Утесовым, на ухо воркуют голуби с цветными хвостами. Жуешь шаурму, а рыбки жуют твои мозоли.
В Инстаграме часть снимков загружают с меткой, в которой допущена ошибка — “Одесса, ДерЕбасовская”. В качестве промо-ролика города хорошо представляется медвед в шортах, который вскинув лапы, кричит: “Превед, Деребасовская!”. Фоновая музыка – “Ты одессит, Мишка!” в исполнении студентки в ротонде Горсада, агитирующей в предвыборной гонке за президента своего университета.
С многочисленных летних террас, занимающих тротуары, открывается вид на этот балаган. В нескольких метрах от ужинающих туристов может лежать куча навоза на мостовой, а над тарелкой нависать лошадиный зад, украшенный звездами. На фудкорте возле Греческой площади запахи сливаются в такой зубодробительный микс, что я выхватываю у промоутера пробник парфюмов, продающихся рядом на разлив, и прижимаю его к носу. В конце прохода между точками фастфуда, напротив тира, парни кавказской наружности меряются силой удара. Альфа-самец стаи бьет грушу автомата ногой с разворота, на фоне за один из столиков принесли кальян. Три явно несовершеннолетних подростка берут в прокат мопеды. Рывками, неуверенно пробираются на них сквозь толпу, мимо живых статуй и неживых туристов. Цветочница в пышном платье маневрирует между массивными телескопами. На брусчатке сидя заснул мужчина с баяном в руках, в его ногах лежат собачонка и табличка “Помогите на корм”.
Прогуливающийся легкой походкой Спайдермен стреляет в мою сторону воображаемой паутиной. Для меня она вполне материальна – ощущаю себя запутавшимся в липком измерении, пространственном искажении, ведущем в Затоку. Я начинаю задумываться о краже коня как быстром способе побега отсюда.
После полуночи бродяги из-под липы вместе с товарищами оккупировали лавочку напротив дорогих магазинов. Дух азарта и конкурсов пропитал и этих обездоленных. Они играют в игру на отжимания, призы – рюмка водки или сигарета. Мимо идут двое приличных мужчин в возрасте, тоже пораженных атмосферой интересных конкурсов. Один из них неожиданно падает перед бродягами и начинает отжиматься, демонстрируя как надо. В ответ крепкий бородатый оборванец подрывается с лавки и начинает отжиматься с хлопком над головой. Через минуту отжимаются уже все, а босяк-тамада командирским голосом считает выполненные отжимания. После физических упражнений все братаются. Мужчины оказываются иностранцами из Грузии и Италии, что вызывает возбуждение среди бродяг. “Шоу маст гоу он”, – тамада выпаливает первое, что вспомнил на английском языке. Затем добавляет: “Ну Фредди Меркьюри – п..ар!”.
Если хочется попасть на Дерибасовскую здорового человека, приходите сюда в 8 утра. Или используйте Гугл-карты.
Больно, но правда