Участок на Контрактовой площади, 7 достался благодаря связям Леонтию Вишневскому — внебрачному сыну полковника Федора Вишневского, который в 1731 году познакомил дочь Петра I Елизавету с ее будущим фаворитом Алексеем Разумовским.
В этом доме не раз бывал философ Григорий Сковорода, какое-то время сопровождавший в зарубежных поездках Вишневского-старшего, который торговал токайскими винами. Сковорода был его секретарем, а для детей Леонтия Вишневского — домашним учителем.
В 1811 году на Подоле произошел пожар, деревянные части дома выгорели. В связи с послепожарной перепланировкой Подола 1812 года усадьба вместо прямоугольной приобрела пятиугольную форму и прилегла непосредственно к площади. Главный фасад оказался в глубине усадьбы, а тыльная часть дома — повернутой в сторону площади.
В 1860 году хозяйкой здания стала вдова коллежского секретаря Мария Ефимовна Ружковская. Она пригласила для восстановления дома известного архитектора Михаила Иконникова, который вошел в историю как автор здания Лукьяновской тюрьмы. Над просторным каменным подземельем дома выросли два этажа с верандой.
Со стороны площади фасад был оформлен элементами неоклассицизма и неоренессанса. Таким образом, первоначальные стилистические черты дома были утеряны. Более всего нарушила архитектуру пристроенная на месте выступающей части фасада деревянная галерея. Таким мы видим дом и сейчас.
Историко-архитектурную ценность дома № 7 на Контрактовой площади представляют первоначальные сводчатые перекрытия первого этажа и подвала, сохранившиеся в неизменном виде.
В 1891 году дом приобрел купец Максим Федорович Нечаев. Его потомки владеют зданием вот уже 129 лет. Максим Нечаев переехал в Киев из Черниговской области.
Он вел активную торговлю — фирменной продукцией Нечаевых были знаменитые в те времена пряники.
Судьба рода сложилась трагично. Восемь членов семьи в годы советской власти были расстреляны, один погиб в бою под Крутами. В первые годы советской власти Нечаевы посадили огород и начали сдавать комнаты в аренду.
Во время голодомора Ксения Нечаева (после замужества Малеева, бабушка нынешнего собственника) спасла от голода 50 человек, но сама осталась без средств и задумалась о продаже дома. Но позже отказалась от этой идеи.
Во время Второй мировой войны здание не пострадало, и его национализировали в 1962 году. Потомкам купеческого рода выделили одну комнату на втором этаже. После развала СССР настоящим собственникам удалось приватизировать дом, и они живут в нем до сих пор.
Правда, наследники Нечаева приватизировали не всю усадьбу — на части территории сегодня стоит современное здание посольства Нидерландов. Кстати, на всей Контрактовой площади официально прописаны лишь четыре человека, причем все — потомки Ксении Малеевой.
Все фото — «Киев фото».