17 июля 2018

Заметки на полях Одесского кинофестиваля. День третий

Хронику ОМКФ 2018 на Маяке ведет кинообозреватель Сергей Лозовский: он рассказывает как о фильмах, так и об околофестивальной жизни. Так приятно видеть, когда у тебя на глазах исполняется чья-то мечта. Терри Гиллиам, наконец, закрыл гештальт, который висел над ним почти 30 лет. И поэтому когда титры фильма “Человек, который убил Дон Кихота” уведомляют, что спустя более двадцати лет, наконец-то “Терри Гиллиам представляет”, переполненный Фестивальный Дворец устраивает небольшую овацию. Этот фильм давно оброс мифами и легендами, и казалось, он никогда уже не дойдет до зрителя. Он был словно тот самый Белый кит, за которым охотился капитан Ахав — полумистическое создание, окруженное тайнами. И когда витиеватый росчерк пера выводит на экране заголовок фильма, появляется удивительное ощущение сопричастности к творческому процессу и желание, чтобы все получилось как нельзя лучше.
К счастью, фильм оказался хорош. Нет, это не лучшая работа Гиллиама, да, за тридцать лет многое успело перегореть, перемолоться, но это все еще старый добрый Терри, выходец из “Монти Пайтон”. Его слегка абсурдистский фарсовый юмор все еще при нем, равно как и умение смешивать реальное с ирреальным, заигрывать со зрителем.
Конечно, актерский состав значительно отличается от того, что Гиллиам собрал у себя в голове в далеком прошлом. Вряд ли имеет смысл говорить о том, что было бы, если бы, отметим лишь, что дуэт Адама Драйвера и Джонатана Прайса — это настоящее украшение фильма. Да и почва для творчества благодатная: образ Дон Кихота давно стал литературным архетипом, он претерпел множество трактовок и воплощений, но все еще остается монументальным и манящим для художников всех сфер искусства. Терри Гиллиам разносит в прах все ограничения, смешивает прошлое и настоящее (иногда в шутку, а иногда и всерьез), одним взмахом руки Адама Драйвера ломает четвертую стену. Даже говоря всерьез, он не перестает дурачиться. И, чувствуя величие и бессмертие Дон Кихота (не зря же проект не был с концами заброшен четверть века назад), Гиллиам умело вплетает в сюжет легенду о драконе, — помните, тот классический сюжет про дракона в пещере, которого не может убить ни один рыцарь. Потому что, когда рыцарь убивает дракона — он сам становится драконом. Да, возможно фильм опоздал на два десятка лет, но право же, Дон Кихот был рожден в 1605 году, а до сих пор молодцом. Второй большой премьерой дня стал фильм Павла Павликовски “Холодная война”. Павел — удивительный и чуткий мастер кинематографичного лаконизма. Ни один из его фильмов не дотягивает даже до стандартных полутора часов, да и сама кинематографическая манера далека от какой-либо нарочитости. Павликовски снимает очень просто – без нагромождения метафор, без вычурности и желания поразить зрителя. В его фильмах нет ничего лишнего, ничего броского и претенциозного. Он по-восточному деликатен, и в какой-то момент понимаешь, что в этой простоте скрывается великая красота. Черно-белая картинка “Холодной войны” обладает поразительной глубиной и резкостью, а история любви двух артистов, сбежавших из коммунистической Польши в Париж, но затем вернувшихся назад, завораживает. Она вся на поверхности, но при этом открыта трактовкам, там нет ни одной не проговоренной эмоции, но при этом крайне интересно рассуждать, почему все сложилось именно так. Избегая искусственных усложнений, Павликовски создает многогранные богатые образы. Не знаем, попадет ли эта работа, в отличии от предыдущего фильма режиссера — “Ида” — в шорт-лист премии “Оскар”, но в любом случае “Холодная война” не стала шагом назад, а это очень круто.
Комментарии