Он угодил за решетку по глупости и молодости. Пьяная драка, которая закончилась смертью, едва не отправила его на эшафот. Спасла любовь: девятнадцатилетняя прислужница тюремщика влюбилась в молодого заключенного, и прямо посреди ночи они вместе бежали из тюрьмы.
Как пишет The Conversation, эта романтическая история — не пересказ повести Александра Дюма. 3 декабря 1668 года Йохан Хойел и юная розовощекая Маргрит бежали из тюрьмы Флиссингена. Спустя неделю объявление про щедрую награду за поимку парочки беглецов опубликовали в голландской газете. Это одно из самых старых известных объявлений о розыске преступников, да еще с такой романтической предысторией.
Старые рекламные объявления — настоящая золотая жила для историков, так как позволяют понять некоторые аспекты быта и культуры, о которых не узнать из других источников. История редко запоминает имена и судьбы простых людей, их достижения, страхи и проблемы. Но рекламные объявления — отличный источник для понимания жизни наших предков.
За последние шесть лет историки Эндрю Петтегри и Артур дер Ведеван собрали шесть тысяч образцов объявлений в газетах, которые публиковались в нидерландских изданиях в период с 1620 по 1675 годы. Здесь есть все: объявления о потерянных, найденных и украденных предметах, анонсы распродаж и аукционов, заметки о преступлениях, военные сводки, политические памфлеты. Это настоящий пласт культуры, который позволяет понять, как возникали первые маркетинговые стратегии, создавшие современный мир прессы и рекламы.

Одно из первых печатных изданий Страсбурга. 1605 год.
Первые печатные вести
Первые печатные газеты и новостные листки появились в начале XVII века — в 1605 году в Страсбурге. Затем газеты начали выпускать по всей Германии, во Франции и Англии и, конечно же, в Нидерландах. Протогазеты состояли не более чем из пары тысяч символов, а размером были меньше листа А4.
Не было заголовков и иллюстраций — исключительно новости из зарубежья, краткие дипломатические заметки и военные сводки. Стиль первые немецкие издания унаследовали от рукописных информационных бюллетеней — «aviso» или «avvisi», которые читали государственные деятели и купцы. Едва ли такой формат мог заинтересовать широкую публику, многие издания закрывались практически мгновенно после открытия. Не было читателей. Но только не в Нидерландах — на родине конкурентоспособной новостной прессы. Здесь печатные издания любили и читали. И все, не поверите, благодаря рекламе.

Первое иллюстрированное печатное издание Авраама Верховена.
Двигатель торговли
Ровно 400 лет назад в голландских газетах появились первые рекламные объявления, буквально за десятилетия до того, как английские, немецкие и французские издательства осознали коммерческий потенциал рекламы. Сперва рекламировали, что иронично, книги: среди читателей газет было много книготорговцев, букинистов и других издателей. Все они тщательно следили за новинками на рынке книгопечатания. Реклама настолько эффективно привлекала читателей, что в течение следующих десяти лет в каждом печатном издании хоть разочек, да мелькало какое-то объявление.
Первые объявления работали по принципу саморекламы. Например, плодовитый автор, если не сказать графоман, Авраам Верховен, который руководил одним из первых издательств в Антверпене, первым начал добавлять в газету иллюстрации.
Верховен вставлял в конце каждого номера коротенькое объявление, где указывал, чего ждать читателям в следующем выпуске, какие карты и памфлеты будут опубликованы. И хотя его собственные же памфлеты, а также неудачный брак и алкоголизм привели к закрытию газеты в конце 1620-х годов, тем не менее Верховен задал направление, которое заимствовали остальные издания.

Объявление о пропаже 12-летней девочки в Амстердаме. 1642 год.
Новое средство коммуникации
После книготорговцев в объявления ломанулись другие отрасли и даже государственные органы. Возникло новое средство коммуникации. К середине XVII века в каждом номере печатали ряд объявлений: школьные учителя рекламировали свои услуги, граждане стремились вернуть потерянные часы или украшения, а родители призывали вернуться сбежавшего из дома ребенка.
Среди них затесались анонсы аукционов, где можно было купить абсолютно все: от канарейки и трубочного табака до прекрасной мягкой шерсти и, несомненно, книг и картин. Объявлений становилось больше, а с ними росла популярность газет. В XVIII веке некоторые новостные издания почти перепрофилировались в газеты объявлений, где половину выпуска занимали реклама и анонсы. Некоторые типографы вообще отказались от новостей и начали выпускать рекламные листы.
В течение века рекламные объявления стали постоянной рубрикой в газетах многих европейских стран. И это только сыграло на руку новостным изданиям. Газетчики любили рекламные объявления не только за дополнительные деньги. Сложно в это поверить сейчас, но рекламные объявления любили, потому что они привлекали читателей куда эффективнее самих материалов.
Таким образом реклама превратила газету из скучного обзора политических и военных событий в полезный источник отечественных и местных новостей. Более того, именно реклама научила газеты писать о проблемах и нуждах, радостях и горе простых людей. Правда, сложно в это поверить сегодня, потому что «похудеть на 50 килограмм можно простым дедовским методом…»
Изображения — The Conversation, Emarsys, Wiki Commons.