Таина Федосеева
10 августа 2020

История Зеленого театра. Как в Одессе появилось главное летнее культурное пространство Украины

В 2015 году заброшенное, заросшее зеленью пространство в центре Одессы благодаря предпринимателю и меценату Егору Гребенникову и благотворительному фонду «Impact Hub Odessa» превратилось в обновленный Зеленый театр: общественное пространство, объединяющее концертную площадку, кинотеатр, лекторий и коворкинг с фуд-кортом. Место, имеющее богатую историю, возродилось, став одной из главных летних локаций не только для жителей Одессы.

О работе театра и о том, с какими сложностями пришлось столкнуться, модернизируя культовое для нескольких поколений одесситов место, рассказывают директор Зеленого театра Сергей Ровинский, член художественного совета Артем Максимов и программный директор Евгения Львова.

Летний театр в Одессе, созданный в античном стиле с трибунами вокруг сцены, был открыт 11 июля 1936 года. Он был рассчитан на 3 500 зрителей, а для симфонического оркестра была создана «раковина» на 70 музыкантов. И вплоть до конца века Зеленый театр являлся главной летней концертной площадкой Одессы. 

В 1870-е годы в этой части парка городские власти планировали устроить пруд в форме Черного и Азовского морей с полуостровом Крым. Вокруг «морей» хотели разместить беседки, буфет и скамейки, названные именами приморских городов. Идея просуществовала недолго: беседки и скамейки из плана вычеркнули, а с формой пруда решили не экспериментировать. В конечном итоге все завершилось лишь вырытым котлованом, который одесситы приспособили для игры в футбол. На месте этого котлована и был создан летний открытый театр, получивший название «Зеленый». 

Во время Второй мировой войны театр пострадал и долгое время не работал, но в 1943 году был восстановлен под самый конец сезона. Это был период румынской оккупации города, поэтому «Одесская газета» так писала о прошедшем концерте под руководством «обермузикмайстера Макса Русси»: «Открытием Зеленого театра одесситы обязаны штабу связи германского командования Транснистрии, который осуществил все работы по восстановлению эстрады и трибун для зрителей в Зеленом театре и этим самым создал возможность для любителей музыки слушать прекрасные концерты на открытом воздухе. Не обошлось и без курьезных моментов. Так, устроители концерта весьма легкомысленно пообещали публике, что ее после концерта будут ожидать трамваи № 4, 28 и 23, в то время как в воскресенье, как известно, в городе вообще не курсировал ни один вагон. Это обещание вызвало остроумные замечания выходящей из театра публики. Во всяком случае этот маленький недостаток не омрачил прекрасного впечатления от концерта». 

Новости «Одесской газеты» от 31 августа 1943 года.

Новости «Одесской газеты» от 31 августа 1943 года.

Летом 1962 года в СССР в Зеленом прошло два концерта джаз-оркестра легендарного кларнетиста, «короля свинга» Бенни Гудмана — это было невероятное по масштабу событие в рамках первого большого гастрольного тура звезд американского джаза по Советскому Союзу. 

Театр был одной из любимых локаций кинодеятелей, снимавших фильмы в Одессе: его, например, можно увидеть в комедии «Неподдающиеся» 1959 года о том, как героиня Надежды Румянцевой берет на поруки двух бездельников. 

Image Title
Image Title
Image Title

Больше полувека афиши театра пестрели самыми громкими именами: здесь выступали Михаил Водяной, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Анна Герман, Муслим Магомаев, Алла Пугачева, клоуны Тарапунька и Штепсель. Аркадий Райкин, вспоминая о концерте в Зеленом театре, рассказывал историю о том, как он, завершив выступление, экспромтом спустился со сцены, прошел между рядами и сказал: «Ну, вот и все! Идем домой!». Публика поднялась и устремилась за ним. Так они и прошли по улицам Одессы до самой гостиницы — впереди Райкин, а за ним все его зрители. На следующий вечер Аркадий Райкин решил повторить этот номер. Публика снова пошла за ним, и впереди всех крутился маленький мальчик, крикнувший: «Товарищ Райкин! Вчерашняя хохма сегодня уже не хохма». 

Фрагмент из документального фильма «Аркадий Райкин» 1975 года, где артист рассказывает эту историю. Комментирует ее Леонид Утесов:

В более поздние времена на сцене Зеленого театра выступали «Наутилус Помпилиус», «Чиж & Co», «ЧайФ», «Ария», «Ва-Банкъ», «Король и Шут». Младшее поколение одесситов легальному способу проникнуть на концерт предпочитало авантюрный, главная суть которого заключалась в аккуратном перелезании через забор. Требовалось мастерство, поскольку верхушка ограждения была вымазана мазутом.

В конце 90-х здесь прошли последние концерты. В 2001 году территорию театра передали в частные руки — впоследствии, уже при другом руководстве, Одесский горсовет несколько раз пытался вернуть театр в муниципальную собственность, но проигрывал в судах. В начале нулевых театр оказался заброшен: он постепенно разрушался, а его трибуны зарастали зеленью. 

«В 2015 году территория театра тоже была в каком-то смысле общественным пространством, только депрессивным и самоуничтожающимся, — рассказывает Артем Максимов. — Под сценой жили бездомные, на территории обитала стая собак. Здесь было попросту опасно: битые стекла, шприцы, куски арматуры, коряги — все обвалено, поломано. В любой момент что-то могло отколоться и упасть». 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Тогда, в 2015 году, волонтеры «Impact Hub Odessa» провели здесь уборку: вынесли стекла, завезли песок в песочницу, поставили велопарковку и веломастерскую. Территория театра не охранялась, заборов фактически уже не было — как и электричества, канализации и воды. Первым ивентом Зеленого театра еще до начала восстановления была встреча с писателем, поэтом и публицистом Дмитрием Быковым. На тот момент, по словам организаторов события, здесь «просто хорошо подмели» — инфраструктуры еще не было никакой, а слушатели сидели на паллетах, сколоченных на скорую руку. 

Создавая концепцию Зеленого театра как общественного пространства, все трое — Сергей, Артем и Евгения — много импровизировали, изучали, как работает сама площадка: где должен быть звук, где свет, где сидят люди, как использовать территорию. Полноценно Зеленый театр начал работать в 2016 году, и его небольшая команда отвечала сразу за все: идеи, техническое воплощение, фуд-корт. Первое время, по словам Артема, кто-то по очереди даже ночевал в театре.

Image Title
Image Title

С канализацией и водопроводом удалось решить вопрос достаточно быстро. Но с проведением электричества оказалось сложнее, и первые три сезона — 2016, 17 и 18 — театр работал на генераторе. Из-за этого не мог полноценно работать фуд-корт, да и стоимость самих мероприятий возрастала в разы. 

Тем не менее первый сезон работы восстановленного Зеленого театра оказался очень насыщенным. «Старт был мощным. Нам, например, достаточно легко удалось привезти очень известных людей из мира литературы и музыки с лекциями: были и Андрей Макаревич, и Людмила Улицкая, — говорит Сергей Ровинский. — Договориться о концертах и выступлениях было несложно: большинство артистов реагировали просто на то, что Одесса, которую они знают, любят и в которой большинство из них уже не раз бывали, сподобилась на создание такого пространства. И они с удовольствием приедут». 

Артем Максимов

Артем Максимов

Сергей Ровинский

Сергей Ровинский

На лекцию Макаревича вход был бесплатный, но люди все равно умудрялись перелезать через забор, чтобы на нее попасть — как в старые времена, только уже без мазута. Посетители путали социальное и бесплатное и не могли понять, почему на территории театра нельзя курить и пить алкоголь (позже небольшая зона для курения здесь все же в качестве компромисса и появилась). «Это была одна из самых больших сложностей в первое время: привить людям понимание того, что это за место, какие тут есть правила, как себя стоит вести и как нет. Люди не понимали, почему, если они пришли в парк на концерт, они не могут пить и курить и вообще делать, что хотят». Спустя пару лет, по словам Сергея, «непонимающая» публика отсеялась сама собой и сейчас не ходит даже на бесплатные мероприятия. 

Другой сложностью неожиданно оказалось то, что люди не приходили в Зеленый вне ивентов. Они видели ухоженную территорию с газонами, шезлонгами, стульями — и не думали, что сюда можно зайти просто так, что это бесплатно. «В первом сезоне, я помню, это была одна из самых больших проблем. Как сделать так, чтоб здесь действительно были люди? — говорит Артем. — Это сейчас мы думаем о том, где брать дополнительную мебель, а тогда люди попросту боялись заходить и были уверены, что это платно. До сих пор раз в день заходит человек, стоит опасливо около кассы и спрашивает: “А куда мне нужно заплатить?”. Но это уже скорее исключение. А тогда, пять лет назад, посетители не верили, что здесь нет подвоха и никто таким образом не готовится к выборам. Ведь не может быть, чтобы мы постелили газон и поставили шезлонг для того, чтобы любой мог зайти и на нем лежать. И что можно просто сидеть на траве, загорать, играть в песочнице». 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Договариваться с артистами театр начинает еще в январе, и постепенно программа дополняется. Иногда переговоры идут несколько лет — как, например, с нобелевской лауреаткой, писательницей Светланой Алексиевич. Встреча с ней была отменена из-за угроз, которые получил театр — на следующий день после приезда Алексиевич внесли в базу «Миротворец».

По словам Евгении Львовой, программного директора Зеленого театра, проще всего о встречах и концертах договориться с Дмитрием Быковым, потому что он обожает и Одессу, и театр, и с Сергеем Жаданом, приезжающим каждый год. «Очень душевная встреча была с мультипликатором Гарри Бардиным, человеком, получившим “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля, — говорит Евгения. — Он рассказывал невероятные истории о том, как создавал мультфильмы. Мораль встречи с ним была в том, что можно найти свое дело и в 30, и в 35, и в 40 лет — потому что сам он стал мультипликатором в 35 лет. И сейчас он признан во всем мире. Еще потрясающая была встреча с режиссером Андреем Смирновым, снявшим «Белорусский вокзал». И с радиоведущим, журналистом Севой Новгородцевым, который рассказывал, как он попал на BBC, как советские люди из его программы узнавали о существовании The Beatles. Встречи с такими людьми — это невероятно ценно. Все они давно живут в разных странах и городах, но с радостью приехали в Одессу, говоря нам: “Боже, Одесса — лучший город. Спасибо, что привезли. Наконец-то в 80 лет могу на него посмотреть снова”». 

Евгения Львова

Евгения Львова

Не все мероприятия Зеленый проводит на сцене, иногда для хорошего ивента достаточно газона. Так, например, прошла лекция биоинформатика Михаила Гельфанда, рассказывающего о ГМО. «Это было невероятно интересно, но понятно, что такая лекция не соберет полный зал, — говорит Евгения. — Мы делаем очень много нишевых проектов: про медицину, про музыку, разговорный французский. Это события не для всех, как раз ради этого и существует малая программа Зеленого».

По словам Евгении, команда театра почти всегда достаточно точно может предугадать, какие события соберут зал, а какие нет, но иногда случаются исключения — так, например, было с лекцией доктора Евгения Комаровского. «Мы не предусмотрели, что люди не сильно готовы приходить за информацией, которую они могут свободно найти, — а доктор Комаровский часто публикует статьи и видео. Так что в тот раз мы не рассчитали силы».

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Концепция Зеленого театра с самого начала предполагала, что у мероприятия не может быть алкогольный или табачный спонсор, это не может быть ивент, связанный с политикой и религией. Евгения отмечает: «Я, например, не вижу шансон в театре или что-то очень попсовое — это не про нашу аудиторию». Театр работает уже пятый сезон, но дирекции все еще поступают предложения провести здесь совсем неформатное мероприятие. «До сих пор появляются люди, которые предлагают “сделать наконец тут что-то нормальное, возродить славу Одессы” — поставить бары с алкоголем, вырубить деревья, залить все бетоном, поставить прокат детских машинок и батутов, вернуть трибуны, убрать песок — потому что серьезные люди свою обувь попортят, добавить сладкую вату, пони… — говорит Сергей. — Каждый год на открытии кто-то обязательно спросит: “А когда вы наконец сделаете ремонт? Уберете деревья, весь этот колхоз. Где трибуны нормальные? Когда мы сюда уже сможем ходить?”». 

Театр был построен 80 лет назад и в те времена выглядел иначе — и в 2016 году, восстанавливая пространство, никто не пытался вернуть его в 1936-й. При этом каждый год  здесь появляется что-то новое. Сергей поясняет: «В 2016-м мы много чего сделали, до сих пор каждый раз что-то обновляем, укрепляем, обшиваем, поддерживаем. Пытаемся делать так, чтобы театр не терял своей аутентичности, не заполнялся пластиком или нелепыми цветами. Перестилаем газоны, обрабатываем и подрезаем деревья. А на днях в Зеленом появились две новые террасы в тени». С первого сезона здесь существует городской огород, на котором одесситы выращивают ягоды, зелень и овощи. У каждого, кто пожелал стать садоводом, свои грядки: сажай, удобряй, получай урожай. Кроме того, на самой территории театра растет множество плодовых кустов и деревьев — как говорит директор Зеленого, «кто знает — тот молодец». 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

«Я часто слышу от одесситов, что Зеленый театр — это одна из причин, почему они не переезжают в Киев или другие города. Что это место, куда ты в первую очередь ведешь гостей или которое ты рекомендуешь туристам, — говорит Евгения. — За пять лет мы смогли получить от людей отклик, понять, что у нас общие ценности, связанные с культурой, экологией, переработкой мусора — вот этим вот всем».

Зеленый театр перестал быть историей и «крутым местом, куда бабушка когда-то ходила танцевать танго, а родители слушать рок». Поэтому одесситы — и не только они — выступили в защиту театра, когда появились новости о его застройке. Эта территория находится в частных руках, поэтому угроза застройки существовала всегда — здесь в разное время планировали возвести то многоэтажку, то гостиницу, то рекреационный центр. В 2017 году в защиту Зеленого театра на сайте мэрии была создана петиция, она набрала необходимую тысячу голосов за полтора дня, став первой городской петицией, преодолевшей этот барьер. Параллельно за театр заступились артисты — не только одесские и не только выступавшие здесь. Договор аренды был продлен, на данный момент он должен действовать еще несколько лет. Миновала ли угроза?

«Как сказать, мы же в этом городе пока живем. Угроза ни для чего тут не миновала, в принципе, — говорит Сергей Ровинский. — Пока мы просто можем сказать, что есть некие арендные условия, которые позволяют нам понимать, что сегодня вечером будет кинопоказ и никто этого, кроме дождя, не изменит, а смотря на долгие годы вперед… Пара лет — это максимум определенности, на который мы можем рассчитывать в этом городе». 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Сейчас в театре стулья перед сценой расставлены строго по нормам МОЗ, посадочных мест получилось 479 — мало для пространства, вмещающего 3 500 зрителей. Сезон должен был начаться в конце апреля, но театр открылся лишь 6 июня. Из-за карантинных мер отменились многие из запланированных мероприятий. Например, концерт Alyona Alyona решили не проводить из-за отсутствия фанзоны, решив, что слушать рэпершу, чинно сидя на стуле, людям будет странно. Сейчас в планах дирекции Зеленого сделать проект с Одесским театром оперы и балета — но не классическую постановку, а номера из нескольких разных спектаклей. Также Зеленый сотрудничает с филармонией и музкомедией — в этом году театральный сезон стал по-настоящему театральным. 

«Мы часто задаемся вопросом, может ли такое пространство, как Зеленый театр, себя окупить, — говорит Сергей. — Но вопрос чуть иной: может ли такое пространство себя окупить, держа культурную планку, соблюдая баланс между нишевыми и массовыми мероприятиями, между платными и бесплатными, при этом приютив у себя ряд социальных проектов и не поставив полсотни точек на фуд-корте и пару баров на газоне? Аркадия ведь тоже общественное пространство. Заработать на таком формате можно — просто чуть понизив культурную планку и плюнув на город».

Фото — Зеленый театр и Игорь Гора. Фото на превью — Иван Страхов. 

Комментарии