Здесь практически не представлены студийные фильмы, ориентированные на кассовые сборы, а режиссеры предлагают свой взгляд на мир, пытаясь отображать основные проблемы, существующие в их странах. Даже беглый взгляд на программу фестиваля (и, в особенности, на его победителей) позволяет прочувствовать, какие вопросы волнуют людей искусства прямо сейчас.
Прежде всего это вопросы миграции и культурной ассимиляции в другой стране, вопросы принятия ЛГБТ, тяга к отображению документальности на экране. Не удивительно, что из пяти представленных в украинской полнометражной программе фильмов две работы — документальные. И одна из них — “Папа — мамин брат” — стала триумфатором, забрав призы за лучшую режиссуру и лучший фильм. Приз зрительских симпатий, несмотря на незатихающие аплодисменты военной драме “Черкассы U311”, получила семейная комедия “Мои мысли тихие”. Это можно расценивать в том числе и как усталость общества от войны, желание переключиться на что-то более легкое и светлое.
Кадр из фильма “Мои мысли тихие”
В основной конкурсной программе впервые в истории фестиваля Гран-при разделили сразу два фильма — “Домой” режиссера Наримана Алиева и “А потом мы танцевали” Левана Акина (который также забрал приз жюри). “Домой”, несмотря на сюжетную привязку к войне на Донбассе, является все же семейной драмой, которая, помимо взаимоотношений отца и сына, концентрируется на культурных и религиозных различиях украинцев и крымских татар, и на необходимости поиска общего языка. А фильм Левана Акина отображает агрессивное отношение к ЛГБТ в Грузии, оставаясь при этом трогательной, насыщенной музыкой и танцами историей подростковой любви.
Кадр из фильма “Домой”
Это все не только победа условно хорошего кино над условно плохим, на кинофестивалях так не работает. Это еще и победа мировоззрения, принятие актуальности и важности тех мыслей, которые хотел донести режиссер. Во всяком случае, той частью общества, которая является аудиторией фестиваля.