19 июля 2019

Не всего лишь кино. Дневник ОМКФ, день шестой

Кинообозреватель Сергей Лозовский ведет хронику ОМКФ, рассказывая не только лишь о кино.

Дневник первых дней читайте тут,  тут, тут и тут.

Никогда не начинайте день с тайландского кино. Да, это страна с богатой кинематографической традицией: поговаривают, что самый первый фильм тут снял сам король Чулалонгкорн, побывав в 1897 в Европе. Но в XXI веке в Тайланде начал снимать кино Апичатпонг Вирасетакул, и с тех пор большая часть претендующих на большое искусство режиссеров начали подражать его тягучему, усыпляющему стилю. Среди них, в частности, и Пхуттипхонг Арунпхенг, создатель фильма “Морской дьявол”. Минимум диалогов, минимум действия. Наверняка у таких работ есть любители, но лучше я дам шанс победителю Каннского кинофестиваля, южнокорейскому фильму “Паразиты” По Джун-хо.

 

Возле бокового входа в музкомедию волонтеры репетируют очередной танец, который покажут перед очередью в преддверии большой премьеры. Получается пока не очень, но до фильма еще полтора часа, и есть шанс, что имитация классической сцены из “Короля льва” под трек “Акуна матата!” еще покажет себя.

“Паразиты” рассказывают историю Ки Тэка и его семьи. Они бедны и живут в полуподвале. На их окна постоянно мочатся какие-то пьянчужки, а зарабатывают они, собирая упаковки для пиццы. Но однажды сын Ки Тэка благодаря обману и природному обаянию устраивается репетитором английского в роскошный дом. Оказавшись там, находчивый парень находит креативный способ решить проблемы семьи, цепляя всех своих родственников, точно пиявок, на шею богатых хозяев дома. И ведет это все к настолько непредсказуемым последствиям, что режиссер даже не поленился записать видеообращение перед сеансом, умоляя зрителей не распространять спойлеры. Что ж, прислушаемся к совету.

Удивительно, но “Паразиты” — редкий победитель Канн, который по совместительству является отличным зрительским фильмом. Он не затянут, достаточно динамичен, там много юмора и лихих сюжетных поворотов

Это кино, которое интересно смотреть, потому что здесь в одном флаконе смешаны и забавная сатирическая комедия, и кровавый триллер, и авторский взгляд на природу паразитирующих отношений между богатыми и бедными, которые активно и беззастенчиво сосут жизненные соки друг из друга.

По Джун-хо ко всем героем относится со смесью симпатии и легкой иронии, диалоги между ними живые, а сюжетные перипетии затягивают. У нас тут фестивальное кино, которое может быть интересно не только кинокритикам, так бывает не так уж и часто.

Еще один любопытный фильм этого дня — израильская комедия “Тель-Авив в огне”. Мы писали о ней в подборке фильмов, на которые стоит обратить внимание на фестивале, и приятно, что она оправдала ожидания. Молодой палестинец Салам работает на должности “принеси-подай” на съемочной площадке телесериала “Тель-Авив в огне”. Каждый день он вынужден проезжать через КПП, где местный начальник, израильтянин Асси, принимает его за сценариста этого шоу, которое так любит жена Асси. У военного есть свои идеи о том, как можно украсить сериал, и Саламу лучше прислушаться к советам человека, от которого зависит, сможет ли он сегодня вечером попасть домой.

“Тель-Авив в огне” замечательно работает на противопоставлении наивной романтики сериала, в котором палестинская шпионка в 1967 году влюбляется в израильского генерала, и безрадостной реальности, где народы разделены стенами и контрольно-пропускными пунктами. Актеры здесь обаятельны и харизматичны, да и сама по себе история наполнена смешными, неловкими и забавными моментами. Это кино, которое призвано объединять, невзирая на границы и различия. Конечно, полагать, что кино может разрушить предрассудки и помирить давних врагов было бы так же наивно, как верить в реальность происходящих в том самом сериале “Тель-Авив в огне” событий. Однако хочется надеяться, что легкая комедийная форма может быть маленьким шажком навстречу, ведь нет ничего позитивнее, чем смех.

Комментарии