Фото — Катерина Ерская.
Барельеф представляет собой кусок скалы из салурского песчаника. Он находится в так называемом скальном монастыре. Комплекс состоит из трех помещений, похожих на пещеры: два из них образовались естественным путем, а «келью» вырубили люди. Храм чудом сохранился: после принятия христианства все языческое уничтожалось, но эти помещения оказались аккуратно засыпаны землей. Их обнаружили только в конце XIX века. Сейчас эта достопримечательность считается одной из старейших в Украине.
Фото — Катерина Ерская.
Культовое строение и сам барельеф обнаружили случайно. Местный каменотес нашел плиту, добывая песчаник для своего помещика — польского шляхтича Ромуальда Овсяного. В 1883 году профессор Владимир Антонович официально рассказал о находке на IV археологическом съезде в Одессе, отметив, что барельеф «представляет редчайший тип рисунка не только у нас, но и в европейской археологии».
Историк и археолог Владимир Антонович, который считается первооткрывателем барельефа. Фото — «Википедия».
Площадь плиты с барельефом — около девяти квадратных метров. Слева на нем изображено слегка выгнутое дерево с небольшим количеством веток без листьев. На одной из них сидит петух. Возле дерева — человек в молящейся позе, вероятнее всего, это женщина. По-видимому, раньше у нее в руках был какой-то предмет (возможно, чаша), но некоторые элементы изображения были безвозвратно уничтожены временем. Справа — изображение оленя с пышными рогами. Сверху — прямоугольник, выделенный двойной линией. На нем раньше была надпись, не сохранившаяся до сегодняшних дней.
Ученые не пришли к единому толкованию барельефа. Дерево и олень — это славянские символы плодородия. Петух — птица, которая сопровождала души умерших в загробную жизнь. Ромб или квадрат обычно означали засеянное поле, но прямоугольники славяне не изображали. И уж тем более не делали в них надписи. Барельеф датируют IV-V веком нашей эры.
На соседней стене помещены Всевидящее око и крест с монограммой Христа с обеих сторон более позднего периода, под ними стоит дата — 1527 год. Также в пещерах есть надписи более позднего периода, в том числе автограф шляхтича — первооткрывателя барельефа.
Особенность барельефа в том, что в мире больше нигде нет подобных композиций в изображении. Ученые сравнивают возраст находки в Буше с барельефами Гарнийского храма в Армении и с пещерным городком Уплисцихе в Грузии. Но особенно притягательны для исследователей аналогии с изображениями в пустыне Наска в южной части Перу. Там тоже есть необъяснимые геометрические фигуры, молящиеся люди, животные и растения.
Храм Гарни. Армения. Фото — Advantour.
Барельефы храма Гарни. Фото — Advantour.
Уплисцихе. Грузия. Фото — V-georgia.
Барельеф в Буше привлекает родноверов из славянских стран и эзотериков всего мира. Здесь проходят массовые медитации и эзотерические сеансы. По словам гида, в этом году сюда приезжали делегации из Перу и стран Африки.
Особым вниманием барельеф пользуется также у любителей НЛО, они считают, что прямоугольник — это космический корабль, а само изображение иллюстрирует встречу землян и пришельцев.
Скальный монастырь накрыт крышей и огражден, в него ведут двери, которые открывает гид-экскурсовод заповедника. В кельях много безделушек, оставленных людьми. Например, сторонники дохристианских культов прячут здесь на ночь браслеты. Люди верят, что украшения «заряжаются» позитивной энергией и служат оберегом своему владельцу. В святилище проводят богослужения, поэтому в нем держится устойчивый запах благовоний.
Неподалеку от храма представители ведического культа построили целый лекторий и гостевой дом, которые принимают паломников, прибывших прикоснуться к одной из самых древних языческих святынь.