07 мая 2020

«Контрацепция — это убийство». Почему учебник «Основы семьи» не должен вернуться в украинские школы

«Что делать, если будущий муж не крещен?» — спрашивают школьников 10-х и 11-х классов авторы учебника «Основы семьи». Мы изучили курс, который должен был предоставить подросткам возможность подготовиться к жизни в браке и осознанному родительству, но вместо этого рассказал о вреде контрацепции, преимуществах церковного брака и посоветовал просто хранить верность, чтобы не заразиться ВИЧ. В октябре 2019 года по требованию родителей учеников факультативный курс был отменен, но месяц назад, 9 апреля, в правительстве приняли решение все-таки вернуть его в школы. Автору учебника необходимо будет его переиздать, учитывая замечания экспертов. И нам еще предстоит узнать, насколько изменится содержание учебного пособия.

Рассказываем, почему дискриминационный, сексистский и зачастую антинаучный учебник не должен снова появиться в украинских школах.

Все иллюстрации в учебнике взяты с ресурса стоковых фото Shutterstock. Комиксы созданы авторами.  

Все иллюстрации в учебнике взяты с ресурса стоковых фото Shutterstock. Комиксы созданы авторами.  

«Основы семьи» — не просто брошюра, которую бесплатно раздают в переходе прихожане какой-то церкви. Курс был одобрен Министерством образования Украины, с 2018 года его факультативно преподавали в более чем 100 школах. Автор книги Адриан Буковинский — кандидат философских наук, президент Всеукраинского благотворительного фонда «Семья». Экспертами выступили Василий Жуковский — профессор Острожской академии, Александра Загородняя — доцент Национального медуниверситета имени Богомольца, а также Ирина Чеховская — доктор юридических наук. Все они были задействованы в написании двух частей курса — для 10-х и 11-х классов. 

В конце 2019 года в МОН поняли, что допустили серьезную ошибку. Недовольные родители начали обращаться в Министерство, спрашивая, почему курс «Основы семьи» больше похож на курс «Основы христианской семьи» — при том, что Украина светское государство. 113 родителей подписали письмо к министру образования Анне Новосад. В октябре прошлого года разрешение на использование учебника приостановили.

В группе «Основи сім’ї. Програма» на Facebook борьба продолжалась на протяжении нескольких месяцев: автор учебника и общественные деятели собирали конференции, где сообщали о влиянии гендерной идеологии на украинских детей (называли ее «троянским конем»), а с помощью христианской газеты «Слово про слово» опровергали «мифы, которые навязывают подросткам». 

9 апреля государственная комиссия по проблемам воспитания детей и учащейся молодежи приняла решение все-таки возобновить курс «Основы семьи» в школах. При этом учебник 2018 года использовать в образовательном процессе запретили. Что именно расскажут старшеклассникам в новом курсе и будет ли он качественно лучше — пока неизвестно.  

Однако автор курса вовсю празднует победу и готовится работать над новым учебником. «За правду потрібно боротися!» — пишет Адриан Буковинский. 

Украинская семья

Семья — святыня человеческого духа. Это провозглашается на одной из первых страниц учебника, который в принципе не предоставляет альтернативы зарегистрированному браку в ЗАГСе, в идеале — венчанию в церкви. Семейные отношения преподносятся как высшая ценность, а параграфы о них сопровождаются такими пассажами:

«Сім'я сьогодні випромінює могутню енергію, здатну вирвати людину з анонімності, підтримати в ній усвідомлення власної гідності, збагатити глибокою людяністю та, зберігаючи її унікальність і неповторність, активно залучити в життя суспільства».

Из таких воодушевляющих фраз и состоят две книги —  это важная деталь, потому что неясно, как курс с таким подходом может подготовить школьников к семейной жизни. Учебник ничего не говорит об отношениях в подростковом возрасте — их просто игнорируют. 10-11-е классы как раз приходятся на возраст в 16-17 лет, когда ребята если не активно встречаются, то уже интересуются друг другом. 

Средний возраст заключения брака в Украине —  25 лет для женщин и 28 для мужчин. От брака школьников отделяют в среднем 10 лет жизни, во время которых многие из них будут строить отношения, заниматься сексом, сожительствовать с кем-то, переживать расставания. В «Основах семьи» выбирают тактику отрицания и не учат справляться с реальностью, которая уже наступила. В обществе появилось много вариантов отношений и плюсов и минусов, связанных с ними, но в XXI веке детям предлагают только одну модель — зарегистрированный брак, а лучше еще и церковный. 

Автор оперирует данными Укрстата, согласно которым с 1999-го по 2017-й год в Украине распалось почти 56% браков. Развод — это всегда плохо, такой посыл красной нитью проходит по тексту. Основные причины разводов в Украине вполне тривиальны — это напряжение в эмоциональных отношениях, неразрешенность проблем с финансами и жильем. Вместо того, чтобы рассказать об экономике семьи, школьникам устраивают дополнительный урок правоведения. Они снова должны прочесть неадаптированные статьи из Семейного кодекса, где описывается, что брак в Украине — это добровольный союз мужчины и женщины, а дети обязаны оказывать родителям поддержку. 

Вот как видит автор учебника будущее семьи в Украине: минимизация сожительства без регистрации брака и церковного венчания (да, именно так), традиция заключать брак в возрасте хотя бы до 30 лет, рождение как минимум трех детей в семье и радикальное снижение количества разводов.

Крепкую духовную семью не смогут пошатнуть проблемы с финансами, а дети ее, наоборот, укрепят. Идея о том, что с милым рай и в коммунальной квартире, как в шалаше. часто присутствует в параграфах учебника. Также в нем часто говорится, что деньги — не главное и лучше «згадати своїх бабусь і дідусів, які в 99% випадків починали подружнє життя з нуля, не маючи ніяких фінансових заощаджень, відповідних побутових умов. Вони розлучалися? Практично ні!». 

Моральные ценности помогли нашим предкам сохранить счастливую семейную жизнь даже в бедности, а значит, и у современных украинцев это получится, уверен автор. Но вряд ли такие высказывания помогут мотивировать ребят 16-17 лет в будущем вступать в брак — за последние сто лет мир сильно изменился. Непонятно, почему желание жить лучше, чем твои родственники, пережившие войны, перестройку и бедность, —  это плохо.

Финансовой грамотности посвящен всего один параграф. Это слишком мало — учитывая, что украинцы активно пользуются кредитами (за прошлый год их выдали 10 миллионов раз на общую сумму в 70 миллиардов гривен, при этом большая часть этих кредитов —  микрозаймы под высокий процент), а в новую финансовую пирамиду B2B Jewelry вложили по меньшей мере 250 миллионов долларов. В качестве упражнения школьникам предложена простая таблица, куда нужно записать продукты на неделю: что надо купить и сколько это стоит. 

Автор учебника постоянно ссылается на исследования неких ученых, но в списке литературы найти более подробную информацию нельзя: предлагается верить, не видя первоисточник. Среди заданий к параграфам встречаются игровые ситуации: например, нужно понять, как себя вести, если партнер оказался некрещеным. Также предлагается подумать, что должен сделать муж, если его жена заболела и не может приготовить обед. В случае, если заболел муж, такой вопрос не ставится: видимо, жена готовит обед всегда и по умолчанию. 

Вера

«Християнська віра — це та основа, той фундамент, на якому можна збудувати міцну і щасливу сім’ю. Ця істина підтверджена тисячоліттями». Хотя мы живем в светском государстве, Бог в курсе «Основы семьи» упоминается неоднократно. Вера не только делает человека духовным, но и, например, помогает избавиться от излишней ревности. А ревность в тексте сравнивается с алкоголем и наркотиками, которые воздействуют на дух человека. 

Отдельный параграф уделяется сути церковного брака: «Укладання церковного шлюбу —  повне і беззастережне самовідання подружжя задля добра одне одного та беззастережна відкритість до зачаття нового людського життя». В тексте витиеватыми фразами описывается венчание как «сакраментальное благо», а также «идеал божественной любви». Христианская любовь длится вечность, а вступив в брак, муж и жена «должны осуществить высокий идеал божественной любви в повседневной жизни». Все еще непонятно, что этот параграф делает в школьном учебнике и как на это реагировать детям из других конфессий. Хотя, как говорится в одном из параграфов учебника, «беззаперечним є факт, що більша частина громадян України формує світоглядні орієнтири та духовний розвиток своїх дітей на основі Біблійних цінностей». 

«Напевне, вам буде цікаво довідатись, що про розбудову молодої сім’ї говориться на сторінках Старого й Нового Завіту в Біблії»,  —  почему-то решает написать автор и тут же вспоминает христианские традиции, по которым украинцы жили еще в XIX-XX веках. Детям, которые после школы пойдут снимать видео в TikTok и буднично проверят лайки в Instagram, рассказывают, что интимная жизнь до брака всегда осуждалась церковью. 

Секс и контрацепция

Про «это» в украинских школах практически никогда не говорят, если не учитывать несколько параграфов в учебнике по анатомии и шутки про «многочлен». Об уроках секспросвета пока приходится мечтать, эту тему обходят стороной: ведь детям всегда рано о таком знать. «Основы семьи» в какой-то степени попытались приподнять завесу тайны и рассказать школьникам об интимных отношениях, которые все-таки занимают ощутимую часть жизни в браке. Но незавуалированное слово «секс» встречается впервые только в конце первой книги, в 27-м параграфе. Слова «оргазм», «половой член», «вульва» — в принципе не упоминаются. 

«Природна мета сексу — вираження любові та близькості у шлюбних стосунках», — считает автор. Интимные отношения в книге всегда завязаны на браке — возможно, чтобы подчеркнуть его ценность.

В параграфе не дают знаний о мужской и женской физиологии, но всячески запугивают, снова ссылаясь на неизвестные исследования. Вот по каким причинам стоит воздерживаться от добрачного секса: 

  • Те, кто воздерживается от секса до брака, потом испытывают значительно больший уровень удовлетворенности в браке. Непонятно, на чем основан такой вывод, на ум приходит только неопытность и низкие ожидания от полового акта.

  • Ученые из университета Калифорнии (и это одни из немногих ученых, о которых есть хоть такая информация) утверждают, что уровень разводов среди пар, которые имели сексуальные отношения до брака, на 50% выше, чем у тех, кто практиковал воздержание. Не уточняется, как это взаимосвязано и почему по логике автора секс выступает тем, что удерживает людей от развода.

  • Если парень и девушка занимаются сексом до брака, то почти всегда они расстаются. Вместо того, чтобы научить подростков расставлять границы, говорить «нет» сексу по принуждению, ценить подготовку к половому акту, автор просто запрещает его, аргументируя тем, что миллионы пар уже расстались.

  • Симптомы ВИЧ и других ЗППП можно не заметить даже спустя годы. Это верный тезис, но и он стремится больше демонизировать ВИЧ, чем показать, как не заразиться им. В учебнике в качестве способа заражения упоминается только секс, при этом умалчивается информация о медицинских процедурах, через которые тоже можно инфицироваться.

«Контрацепция или ответственность» — наверное, самый известный параграф учебника, одобренного на государственном уровне. В нем автор делится мыслью о том, что цель контрацепции — противодействие зачатию, а значит, это противоречит природе семьи: «Завдяки контрацепції сексуальність стає товаром, доступним тоді, коли тільки є бажання». Но ведь нет ничего плохого в том, что люди взаимно хотят получать удовольствие друг от друга.

В параграфе о контрацепции ничего не сказано об эпидемии ВИЧ в Украине, а слово «презерватив» как будто бы находится под запретом — его просто не пишут. Гормональные препараты и маточные спирали называются абортивными средствами, ведь они не мешают продвижению сперматозоидов, а непосредственно не допускают имплантацию зародыша в матке.

Упор в учебнике делается не на безопасный секс, обмен справками об отсутствии ЗППП, а на то, какая контрацепция не противоречит «природе половых отношений». Ею оказывается старый-добрый календарный метод, который мало того что не является надежным, но к тому же не защищает от инфекции. Согласно индексу Перля, который показывает эффективность контрацепции, календарный метод имеет оценку от 9 до 40 — то есть от 9 до 40 женщин из 100 могут забеременеть, пользуясь таким средством предохранения. 

Как рассчитать фертильные дни, в учебнике не написано, зато, ссылаясь на Всемирную организацию здравоохранения, говорится, что такой метод зачатия работает с вероятностью в 99%. Это откровенное передергивание фактов, потому что ВОЗ пишет, что в идеальных условиях эффективность календарного метода составляет 91%, а при обычном использовании только 75%. При этом организация напоминает, что на овуляцию может повлиять прием некоторых лекарств.  

Остается надеяться, что старшеклассники зашли в интернет и нашли информацию о контрацепции самостоятельно. А что, если нет? 

Дети

«Найбільша радість і відповідальність сім’ї — це діти. Виховані діти — доглянута старість старшого покоління», — говорится в учебнике. То, что каждая семья обязательно должна хотеть детей, преподносится здесь как аксиома. Учебник полон противоречий: с одной стороны, здесь говорят о том, что половая зрелость не означает готовность к родительству, а с другой — ненадежный календарный метод контрацепции. 

«Дізнаєтеся про дивовижний процес зачаття людини», — анонсирует книга в начале параграфа, посвященного беременности, и… повторяет текст из учебника по биологии. Курс, направленный на осознанное родительство, в очередной раз сообщает о хромосомах, яйцеклетке, сперматозоидах. Старшеклассникам не рассказывают о том, какие прививки нужно сделать будущим родителям, какие анализы желательно сдать перед планированием зачатия и какую базовую технику безопасности нужно соблюдать при появлении ребенка. 

От учебника биологии текст «Основ семьи» отличается разве что откровенной антиабортной позицией. О последствиях беременности и особенностях жизни с грудным младенцем здесь не написали. Зато есть иные высказывания: «Прийняти зачату дитину незалежно від того, чи це відповідає особистим намірам батьків, чи узгоджується з їхніми планами, — гідне рішення їх як особистостей і як подружжя… Людина від зачаття і протягом усього періоду росту й дозрівання вже є людиною, а не стає нею лише згодом». 

Аборт

Хотя автор учебника сам пишет, что «жизнь — это выбор, а не случайность», школьникам безапелляционно сообщают, что аборт, независимо от своего мотива (болезнь плода, беременность вследствие изнасилования, угроза здоровью женщины), является убийством. Как и большинство контрацептивов. 

Причиной распространенности абортов в Украине, по мнению автора, является не низкий уровень жизни или отсутствие социальных гарантий — например, недостаток детских садов или школ. Согласно «Основам семьи», отказ от деторождения — идея, которая была искусственно навязана украинскому народу и начала распространяться во времена СССР. 

Также, по мнению автора учебника, влияет «миф о безопасном аборте». Но вряд ли его можно назвать мифом, потому что ВОЗ оперирует понятиями безопасного и небезопасного прерывания беременности. Медикаментозный аборт в XXI веке считается безопасной процедурой с минимальным количеством осложнений. Американская коллегия акушеров-гинекологов также называет аборт в первом триместре одной из самых безопасных медицинских процедур. Третья указанная причина распространения абортов — раннее начало половой жизни среди подростков, которое является следствием распространения порнографии и сексуальной распущенности. Сомневаемся, что такими формулировками автор смог привлечь к себе внимание старшеклассников. К тому же, как показывают исследования, чем больше подросток осведомлен о сексе, тем позже у него случится половой дебют. 

В эпоху интернета запреты не работают, зато работает просвещение. В Украине в 15 лет 20% мальчиков уже имеют сексуальный опыт, девочки приближаются к этой цифре в 16 лет. То есть читать учебник «Основы семьи» в 10-11-м классе некоторым ребятам будет уже поздно, и, возможно, стоит задуматься об этом — например, ввести уроки сексуальной грамотности раньше. 

Опасности абортов в учебнике посвящен один из самых больших параграфов — школьников запугивают физическими (например, непроходимостью маточных труб или бесплодием) и моральными последствиями абортов (ведь даже медсестры, присутствовавшие при аборте, могут страдать постабортным синдромом, как пишется в учебнике). Здесь автору было бы неудобно ссылаться на ВОЗ, где сообщается, что при наличии недорогих противозачаточных средств необходимость в аборте должна возникать крайне редко. Но, как мы узнали из «Основ семьи», контрацепция как раз и подрывает всю суть семейности. 

Постабортный синдром — также фейк, призванный представить аборт процедурой пускай не тяжелой с физической точки зрения, но точно невыносимой с моральной. 

«Жінка, що зробила аборт, пережила втрату, усвідомлює вона це чи ні. Проте вона не має права її оплакувати, не може належно поховати свою дитину», — говорится в учебнике. При этом ответственность за аборт переносится на женщину, которую выставляют эгоисткой.

Хотя исследования показывают, что 99% женщин не жалеют о сделанном аборте спустя годы, а негативные эмоции в основном связаны с давлением общества. 

Конечно, аборт ни в коем случае не должен становиться методом контрацепции, но именно для этого нужно заниматься просвещением среди подростков. Запугивания не работают либо стигматизируют любое обсуждение сексуальной жизни. Перестанут ли подростки заниматься сексом из-за запретов? Думаем, что нет. 

Воспитание детей

По данным учебника, около 55% детей в Украине воспитываются без родного отца. И по какой-то причине автор решает демонизировать неполные семьи. Согласно учебнику: 

  • дети из неполных семей учатся намного хуже и ведут себя агрессивно

  • 97% девочек, которые начинают заниматься сексом в 13-16 лет, воспитывались без отца (ссылки на исследование нет)

  • 97% парней (возраст не пишется), которые находятся на учете в полиции или колонии для несовершеннолетних, воспитывались без отца (ссылки на исследование нет)

  • дети из неполных семей страдают от комплексов неполноценности и имеют проблемы в отношениях

В Украине около 3 миллионов детей живут в неполных семьях. Неясно, как должны себя чувствовать такие подростки после прочтения подобного текста, где им напрямую говорят, что если ты вырос без отца — то перспектив у тебя немного. Скорее всего, автор хотел мотивировать парней-подростков ответственно относиться к своему будущему отцовству. Но важно помнить, что люди, ради которых этот учебник писался, сами еще дети — они могут как переживать из-за отсутствия папы в своей жизни, так и вообще не обращать на это внимания. Но вряд ли они хотят, чтобы их выставляли малолетними преступниками и неудачниками.

Развод, согласно учебному курсу, равносилен завершению родительства — в каком-то смысле для Украины это правда. По данным Минюста, за 2019 год с неплательщиков алиментов удалось взыскать почти 7 миллиардов гривен долга, это стало возможным благодаря ужесточению закона по отношению к неплательщикам. Об этом в учебнике ничего не говорится, как и о том, что даже после развода родители должны проводить с ребенком равное количество времени и обеспечивать его поровну финансово. 

При этом в тексте есть примеры, где показывается, насколько деструктивным может быть брак людей, которые не разводятся только из-за ребенка и играют в иллюзию хорошей семьи.  

Большая часть учебника для 11-го класса посвящена именно отцовству — основным препятствием которому является искаженный образ отца в СМИ, уверен автор. Также «некоторые исследования», ссылки на которые не указаны, показывают, что одной из ключевых проблем дефицита внимания со стороны родителей являются гаджеты.

Семь параграфов учебника посвящены воспитанию детей именно для будущих отцов. Для будущих матерей — всего один. Подозреваем, что автор хотел бороться с устоявшимся мнением о том, что «мама сидит с детьми, а папа зарабатывает деньги», но текст все равно выглядит сексистским. Например, в нем женщина, как будто согласно заводским настройкам, сразу же знает, как правильно вести себя с ребенком. 

«В українській культурі мати — це берегиня, заступниця роду. Це роль почесна, оспівана в піснях… Дружина від природи — більш ефективний вихователь і може допомогти чоловікові усвідомити своє батьківство», — уверен автор. Женщинам постоянно предлагается хвалить мужчин за их активность по отношению к детям. Будто мужчина, принимая решение стать отцом, не совсем понимает, что такое ребенок и почему ему нужно два родителя.

Будущих отцов учат проявлять внимание к детям, быть с ними друзьями, не давить на них, проводить время вместе, проявлять заботу, любить свою жену, чтобы растить детей в любви —  потому что, как сказал апостол Павел, «любов довго терпить, милосердствує й не заздрить». Роль отца сравнивается с ролью капитана футбольной команды, без которого нельзя выиграть матч. Также детей постоянно возвращают к образам собственных отцов — «навіть якщо тато був не дуже добрий». Подобный подход снова-таки может быть очень жестоким по отношению к ребятам из семей без отца. 

Будущих матерей учат корректировать поведение мужчины-отца, постоянно мотивировать его проводить время с детьми, организовывать семейный отдых. Если папа скуп на слова, матери советуют говорить детям, как папа их любит. Видимо, у женщины всегда есть время не только заниматься детьми, но еще и помогать своему мужу быть отцом. 

Почему мы не будем скучать по учебнику «Основы семьи»

Мир поменялся, и в 2020 году учебник выглядит просто как набор слов и не справляется с идеей продвижения семейных ценностей для поколения Tinder. Большинство параграфов здесь похожи на сборник цитат из философских пабликов времен ВКонтакте: про то, что на пути к своей мечте люди могут потерять свои моральные качества или что простым словом человека можно убить, а можно возвысить. 

Больше половины текста в учебнике посвящено рассуждениям о духовности и высокоморальности людей. Во второй части автор спрашивает: «У чому сенс сучасного апокаліпсису?» И дает ответ, что люди потеряли смысл собственного существования. За всеми этими рассуждениями действительно теряется смысл —  только не существования, а курса «Основы семьи», который должен был дать вполне практические советы: как вести быт, выбирать партнера, планировать рождение детей. 

Хотя курс рассчитан на подростков 16-17 лет, его автор абсолютно не старается обратиться к ребятам на их языке. Чего стоят «душные» пассажи о том, что молодежные субкультуры и неформальные группы приводят к асоциальному поведению. Молодые фанаты группы BTS или, например, игр про Ведьмака вряд ли спокойно отнесутся к подобной критике своих увлечений. 

Назидательный текст «Основ семьи» совсем не мотивирует создавать семьи и выглядит как текст очередного взрослого, который живет прошлым. Учебник не дает подросткам права выбора и кажется средневековым —  грузит, пугает, оперирует непроверенными или просто дикими фактами (например, отрицает большинство видов контрацепции). 

Было бы здорово, если бы в одном учебнике кто-то описал алгоритм действия в любой жизненной ситуации. К сожалению, это невозможно, и самое важное, что можно было бы сделать, — это хотя бы помочь детям понять, с чем они могут столкнуться в жизни и как им действовать. Подобные советы в учебнике они не получат. Жизнь редко идет по сценарию: люди вырастают в абсолютно разных семьях, с разным количеством родителей, видят грустные или прекрасные примеры окружающих их родственников. На жизнь нельзя наложить шаблон, и главное, чтобы человеку было хорошо и комфортно в том, что он делает. И чтобы семья была для удовольствия и радости, а не потому, что «так надо». 

Комментарии

Добавить комментарий для Дана Лалова Отменить ответ