11 мая 2020

Кожный голод: почему мы не можем жить без прикосновений и объятий

Элис регулярно нарушает карантин. Раз в неделю она прогуливается до конца сада, где встречается со своей лучшей подругой Люси. Все ради обнимашек: Люси крепко сжимает Элис, та в ответ пытается вырваться из объятий.

Элис не прикасалась к другому человеку практически два месяца, так как придерживалась самоизоляции. Девушка жалуется, что не привыкла жить без объятий, и немного стыдится этого чувства, хорошо, что Люси может компенсировать его.  

У Элис редкий неврологический феномен кожного голода, который остро проявился на фоне эпидемии COVID-19. Кожный голод — это биологическая потребность в человеческом прикосновении. Как пишет Wired, аналогичное чувство испытывают младенцы после рождения, поэтому контакт с родителями так важен для них. Не чуждо это чувство и заключенным, сидящим в одиночных камерах. Они жаждут прикосновений не меньше свободы.    

По словам Тиффани Филд из Института изучения прикосновений при университете Майами, прикосновения к коже стимулируют блуждающий нерв, который уменьшает частоту сердцебиения, снижает кровяное давление, регулирует работу мозговых волн и сокращает уровень гормонов стресса. Прикосновения также активируют окситоцин — гормон доверия, выделяющийся во время секса и родов, который сближает нас. Проще говоря, прикосновения жизненно необходимы. Они успокаивают, да и сами по себе приятны.    

Отсутствие прикосновений негативно воздействует на наше физическое и эмоциональное состояние, ведь люди существа социальные. Наш мозг и нервная система устроены так, чтобы прикосновения были приятными.

«Природа спроектировала такую сенсорную модальность, чтобы усилить наши ощущения благополучия в социальной среде. Она встречается только у социальных животных, которые сосуществуют вместе, чтобы оптимизировать свои шансы на выживание», — утверждает Альберто Галлас, нейробиолог из Миланского университета Биккока.

Задолго до пандемии многие развитые страны рисковали превратиться в «зоны без прикосновений». Во многих школах и госучреждениях поощряется такая политика из соображений безопасности и по причинам, связанным с судебными разбирательствами. 

До начала пандемии Институт изучения прикосновений работал над крупным исследованием аэропортов, чтобы выяснить, как много людей прикасаются друг к другу в ожидании посадки на борт самолета. Ученые зафиксировали свыше 4000 взаимодействий между людьми, но в 98% случаев люди были заняты своими телефонами. 

Сегодня же проблема отсутствия прикосновений еще более актуальна, пока повсюду звучат призывы о социальном дистанцировании. По словам Филд, нехватка прикосновений ухудшает работу иммунной системы, делает нас восприимчивее к вирусу, так как повышает уровень кортизола. Этот гормон убивает определенный тип лейкоцитов — NK-клетки, которые защищают наш организм от вирусов. Филд утверждает, что прикосновения увеличивают количество NK-клеток у пациентов с ВИЧ и раком.

Нейробиолог Галлас особенно опасается за психическое здоровье людей, которые находятся на самоизоляции в одиночестве. Ведь к страхам перед глобальной пандемией прибавляется нехватка прикосновений. По его словам, исследования показали, что люди лучше справляются с задачей, даже если их просто похлопать по плечу. 

Пока аэропорты закрыты, команда Филд провела другое исследование на тему прикосновений: 26% из 100 опрошенных признались, что им катастрофически не хватает прикосновений. Из этой же выборки у 97% обнаружили нарушения сна. Прикосновения также влияют на уровень серотонина, нехватка которого приводит к бессоннице, тревоге и депрессии.

По словам Филд, тискание домашних животных может компенсировать нехватку обнимашек и прикосновений к другим людям. Поэтому если вы находитесь на самоизоляции в полном одиночестве и до сих пор не обзавелись животным, советуем сделать это прямо сейчас. 

Однако существуют и другие стратегии по утолению кожного голода для тех, кто по каким-то причинам не может завести домашнего питомца. Это физические упражнения, йога, массаж головы и даже нанесение крема на лицо. Эти процедуры помогут уменьшить кожный голод, пока вынужденная самоизоляция продолжается. 

Иллюстрации — Laura Berger.

Комментарии