Этот текст мы написали вместе с дизайн-агентством и веб-продакшеном SOLAR Digital. Ребята занимаются разработкой брендинга, креативных и сложных мобильных и веб-приложений.
А кроме разработки больших серьезных аналитических порталов делают взрывные креативные проекты. Например, сайт доставки пиццы BuddhaPizza и брендинг для одесского метро, у которого теперь есть логотип, две ветки, станции, вагоны, проездные билеты и даже мобильное приложение — но нет только самого метро.
Развитие креативности — это не принудительные собрания «у вас есть 15 минут, чтобы придумать новую идею» и не мотивирующее развлечение в духе тимбилдинга. Избавление от рутины — это скорее ежедневная практика и тренировка. Вот методы, которые могут помочь.
«Что, если?»
Чтобы выйти из уютных границ обыденности, для начала человеку необходимо понять, насколько стереотипно его мышление — например, через технику «а что, если?» Нас окружают вещи, которые выглядят определенным образом не потому, что это самая лучшая для них форма, а зачастую просто потому, что так сложилось исторически.
Вдруг автомобилям больше не нужно четыре колеса — но уже более ста лет они выглядят именно так: меняется форма, но не суть. А что, если изменить автомобиль, забыть о том, как он выглядит, и придумать все заново? Возможно, так думал Илон Маск: «А может ли машина быть без двигателя, бензобака, замены масла, практически никогда не переворачиваться, обновляться как смартфон и стать самой безопасной в мире?»
После эксперимента с машинами можно обратить внимание на другие привычные вещи: технику, мебель или посуду — улучшить то, на что никто не обращает внимания. Должен ли быть холодильник похож на шкаф с двумя отсеками? Как иначе может выглядеть розетка?
Шесть шляп
Классический метод, придуманный британским психологом Эдвардом де Боно. Он предлагает взглянуть на проект, «надевая» поочередно шесть шляп разных цветов для выражения разных точек зрения.
Белая — шляпа ученого, в ней необходимо беспристрастно рассмотреть проблему. В чем рациональное зерно? Собраны ли все факты и какой информации недостает?
Желтая — шляпа оптимиста, который ищет в идее только положительные стороны.
Черная — шляпа критика. Какие есть риски? Где слабые места? Важно попробовать отыскать все недостатки и понять, что может пойти не так.
Красная — шляпа поэта, в ней важно включать интуицию и чувства. Какие эмоции вызывает идея, как это откликается? И даже что подсказывает интуиция.
«Надевая» зеленую шляпу, вы превращаетесь в креативщика, который может придумать еще более безумную идею — не оценивая, а только развивая в разных направлениях то, что уже было предложено.
А синяя шляпа принадлежит руководителю проекта — он тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце.
Случайные связи
Стив Джобс писал, что креативность — это просто создание связей между вещами, а творческие люди не делают ничего особенного, просто умудряются их замечать. Для тренировки этого скилла можно открыть любую книгу, выбрать наугад два слова и попытаться что-то с ними сделать — сопоставить, найти взаимосвязь, перейти от одного к другому через ассоциативный ряд.
Можно сделать последнее упражнение интерактивным, используя переходы по ссылкам в «Википедии». Например, от «бифштекса» до «Одессы» добираешься за пять ходов или даже меньше (бифштекс — культура Великобритании — Ян Флеминг — Джеймс Бонд — Сидней Рейли — Одесса). За сколько ходов дойдете от «золота» до «Зигмунда Фрейда»?
«Есть стереотип, что креативным людям нужен нерв, надрыв и быть “на грани”. Но это больше про рок-артистов и художников — и то далеко не всех. Если нужно креативить на работе, более-менее регулярно и на каждом проекте, всякие допинги вместо помощи скорее сыграют злую шутку.
Главный “наркотик” креативщика — впитывать знания. Поглощать тоннами визуальную информацию, тренды, новости, приемы, паттерны — чем больше, тем лучше. Это на первом этапе. А далее — уметь этим правильно пользоваться, практиковаться. Это все формирует пресловутую насмотренность, которая уже ведет к наличию собственного мнения и развитию вкуса, своего почерка в работах», — считает Кирилл Солар, CEO SOLAR Digital.
Ассоциации
В этом упражнении необходимо подобрать к любому предмету пять ассоциаций с помощью прилагательных. Например, диванная подушка. Она мягкая, квадратная, удобная, дешевая, зеленая.
Вторая часть чуть сложнее, здесь необходимо подобрать прилагательные, которые никак не относились бы к предмету. Изжеванная, сваренная, металлическая, оранжевая, бесконечная.
Как это помогает? Ассоциации развивают воображение, тренируют образную память и аналитическое мышление.
Фрирайтинг
Фрирайтинг — это записывание всех возникающих в голове мыслей по теме, без анализа и внутренней редактуры. Писать необходимо быстро и непрерывно, но при этом работая четкое количество времени — например, поставив таймер на 10 минут. Цель — не создать связный хороший текст, а отследить свой мыслительный процесс и развить случайные идеи.
Если не знаете, о чем писать, подумайте, о чем писать не хотите, — это метод от противного. Например, если не очень хочется писать о жареных огурцах, детском страхе проглотить иголку или свингерских вечеринках — так и стоит начать. «Я не хочу писать об этом, потому что…» Главное — спровоцировать мозг.
Технику использовал еще Николай Гоголь, в письме драматургу Владимиру Соллогубу он говорит: «А вы всё-таки пишите… возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: “мне сегодня что-то не пишется”. Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович».
«Креативность — это навык, а не отдельная профессия. Можно быть креативным программистом, копирайтером, дизайнером, менеджером или разносчиком пиццы. И в своей работе находить нешаблонное решение задачи.
Критерии правильного креатива — эффектно и эффективно. Эффектность выделит в общем потоке серой ленты, привлечет внимание. Эффективность означает, что не должно быть креатива ради креатива, он должен решать конкретную задачу бизнеса и потребителя», — говорит Кирилл Солар.
Автобус, кровать, ванна
Это не совсем техника, а скорее метод дистанцирования, которым объясняется появление неожиданных озарений. Философу Людвигу Витгенштейну приписывается фраза о том, что все великие открытия были сделаны «в одном из трех b» — bus, bed, bath (автобус, кровать, ванна).
Человек какое-то время обдумывает задачу, затем «откладывает» ее и начинает заниматься совсем другим видом деятельности — здесь важно не сменить одну задачу на другую, а полностью переключиться или даже расслабиться. Тем временем мозг работает, обрабатывая задачу, а подсознание подключает интуитивный путь ее решения. Агата Кристи, например, придумала много идей для своих детективов во время мытья посуды — но ведь явно вдохновилась не грязными тарелками.