10 июля 2019

Кто такая Зоя Мельник и почему нам всем важно ее поддержать

Патрульная полицейская Зоя Мельник написала в Фейсбуке большой пост о коррупции в одесской полиции и опубликовала аудиозапись звонков с угрозами ей и ее ребенку. После этого началась грязная кампания по дискредитации Зои, а вчера стало известно, что она покидает ведомство. Мы кратко рассказываем о деятельности Зои и том, что произошло.

Фото — Opinion

Фото — Opinion

Что надо знать о Зое Мельник?

Зоя стала известна еще до работы в полиции — она как активист боролась с незаконными стройками на пляжах, незаконной же арендой и режимом пропуска. В 2015 году стала патрульным полицейским и сконцентрировалась на борьбе с домашним насилием и помощи детям, проходила специальные тренинги по противодействию домашнему насилию. Вместе с Дмитрием Ревуном, заместителем начальника отдела ювенальной превенции в Одесской области, создала интерактивную платформу «Защита прав детей», благодаря которой удалось помочь многим детям по всей Украине. 

«Она доходит до сути и глубоко вникает в проблему, — говорит Дмитрий Ревун. — В сферах, на которые не распространяется компетенция патрульной службы, она тоже организовывает помощь: привлекает психологов и волонтеров, которые обувают и одевают детей, связывается с благотворительными фондами.

Ее помощь — от ремонта квартиры и поиска компьютерных курсов ребенку, до организации отдыха и реабилитации матери с детьми в санатории. Это все реальные случаи и лишь один из многих примеров ее подхода к работе».

За свою работу Зоя получила благодарность от министра МВД «за сумлінне ставлення до виконання посадових обов’язків, ініціативу й наполегливість». Ей как компетентному сотруднику давали возможность выступать перед личным составом с инструкцией о том, что делать, если нарушаются права детей. 

«Она открыто пишет о своей работе и не боится все публично освещать. Люди видят это и знают, куда можно сообщить о нарушении прав ребенка. Создавая платформу “Защита прав детей”, мы думали вести какую-то статистику эффективности — для себя. Но после трех месяцев работы и около сотни дел поняли, что это пустая трата времени», — отмечает Дмитрий Ревун. 

При этом Зоя, используя свою публичность, пишет не только о случаях домашнего насилия, с которыми столкнулась во время работы. Зоя публикует фото аптечки полицейской станции, в составе которой только салфетка, мыльные пузыри, металлический и деревянный крестики и пачка валидола. Она рассказывает о практике получения «визиток» —  сленговое название взяток, которое появилось после того, как камера наблюдения зафиксировала полицейского, получившего деньги от водителя. А по словам спикера патрульной полиции, служебная проверка установила, что инспектор взял из рук нарушителей визитку, а не взятку. 

Что случилось?

5 июля Зоя Мельник на своей странице в Фейсбуке опубликовала пост, в котором рассказала о коррупции в патрульной полиции, игнорировании звонков на 102 с  сообщениями о драках, кражах, грабежах – они не обрабатываются или же обрабатываются для галочки. Написала о требовании руководства составлять как можно больше протоколов о нарушении правил дорожного движения, выполняя некий «план».

«Да, закон гласит, что жизнь и здоровье граждан должны быть в приоритете, но когда я об этом говорила с нашими руководителями, они разве что пальцем у виска не крутили».

И самое важное — Зоя опубликовала запись телефонных звонков с угрозами ей и ее дочери. Мужчина, представившись Андреем, «советует» ей «прекратить заниматься журналистской деятельностью»: «Суешь нос куда не положено… Чтобы не было плохо никому. Лучше заниматься воспитанием ребенка… Не остановишься, будем принимать другие меры. Я приеду к тебе в гости, зачем это тебе надо? Или машина тебе твоя не дорога? Занимайся ребенком, воспитывай девочку. Чего тебе не сидится на одном месте, я не понимаю». 

После этого в Фейсбуке появился пост начальника Департамента патрульной полиции Евгения Жукова, в котором не было ни слова об угрозах, зато были обвинения Зои Мельник в нарушениях дисциплины, опозданиях, малом количестве составленных протоколов и большом числе больничных. 

Началась кампания по дискредитации Зои Мельник — в комментариях под постом ее начальника появились сообщения о том, что она якобы работала в эскорт-услугах, возникли многочисленные рапорты о ее «нарушениях»  — например, о том, что головной убор Зои будто бы не соответствует постановлению Кабмина. 

«Мы готовы оказать и оказываем моральную, профессиональную и юридическую поддержку Зое, — говорит Дмитрий Ревун. — У нее много единомышленников, но не все готовы публично говорить, кто-то руководствуется субординацией и поддерживает Зою негласно».

На данный момент начальника управления патрульной полиции Одессы Юрия Рыбака временно отстранили от выполнения служебных обязанностей, сейчас в Одессе работает комиссия из Киева. 

9 июля Зоя Мельник сообщила о том, что больше не будет работать в патрульной полиции. И это действительно серьезная потеря. 

Комментарии

  • София Серебрянникова :

    Как жаль,что не нужны такие честные,справедливые люди,как Зоя(((

  • Andrey Nikolaev :

    Немного знал её ещё до Майдана и службы в полиции, поддерживая её деятельность по противодействию захвату пляжей. Она, конечно, идейный и искренний человек, но ведь было же сразу понятно, что вся эта реформа полиции – фикция, как и майдан – обычный олигархический переворот. Она же, помню, очень вдохновилась тогда народными протестами и возмущалась попытками разгона всей этой звездобратии. Вот и результат. Ничегошеньки не изменилось.