Сначала внимание Александра Попенко, автора проекта, привлекла башня в Виннице. Долгое время ее строительство было заморожено — вокруг объекта разгорелся скандал. Общественность была против безвкусицы в городе, но в итоге «красота победила» — башню достроили.
По словам Александра, когда он начал изучать этот феномен глубже, понял, что годами проходил мимо и не обращал на «элементы Парижа» внимания — относился к ним как к обычному визуальному мусору. Фотограф продолжает собирать снимки и просит подписчиков в социальных сетях поделиться локациями.
Сам Попенко видит в изобилии бутафорских башен мощный символ стремления к хорошей жизни.
Первой в коллекции фотографа стала башня в ЖК «Французский Квартал» в Киеве — она расположена на закрытой территории, поэтому рассмотреть ее поближе мешает охрана комплекса.
«Часть этих башен — поделки, китчевые украшения, которые люди делают рядом со своим домом, кафе, университетом или торговым центром, искренне считая, что это красиво. Например, когда я снимал в Киеве башню возле подъезда, оттуда вышла женщина и сказала, что иногда вечером, когда у нее хорошее настроение, она включает на этой башне гирлянду. Хотя я тоже начал находить в этом некоторую красоту. По крайней мере, в сочетании этого образа с украинским постсоветским ландшафтом», — говорит Александр.
Появление башен часто сопровождается публикациями в местных СМИ, иногда им посвящают телесюжеты. На строительство некоторых тратятся бюджетные деньги — например, об установлении Эйфелевой башни возле Житомирской политехники можно найти тендерную документацию на Prozorro. По словам фотографа, это башня для него одна из самых-самых: она очень высокая — 25,3 метра, ее украсили орнаментом украинских вышиванок, а еще она дополняет советскую мозаику.
Житомирская башня.
Александр пока затрудняется сказать точно, сколько всего в Украине Эйфелевых башен. На его карте — около 70, их фотограф назвал системой «антенн», которые принимают сигналы благополучия прямиком из Парижа. А на втором месте по распространенности в Украине британская символика, но в этом случае сложно найти центральный символ, ведь используется целый микс стереотипов: от короны до двухэтажного автобуса.
Фотограф замечает, что в последнее время в недвижимости популярен нейминг с использованием иностранных топонимов: если здания не выглядят по-европейски, то пусть хотя бы называются так. Так в продаже появляются квартиры жилых комплексов «Чикаго», «Новая Англия», «Французский квартал», «Манхэттен», «Лондон Хаус», «Европейский город», а на их территориях вырастают Пизанские башни, красные телефонные будки и автобусы, Биг-Бены и даже статуи Свободы.