Муслин — тонкая воздушная ткань, изначально популярная на Ближнем Востоке. В этих краях одежда из муслина помогала справиться с жарой: защищала от палящего солнца и не давала телу слишком нагреться. Также подобные наряды шили в Индии — считается, что именно оттуда во времена британской колонизации, в XVIII веке, ткань попала в Европу.
Фото — Minniemuse.
Платья из муслина стали писком женской моды и особенно прижились во Франции. В годы после Великой французской революции было принято отказываться от замысловатых головных уборов и шикарных нарядов. Предпочтение отдавали простоте и античному стилю — ткани выбирали светлее, одежду шили без излишеств и большого количества деталей.
Муслиновые одежды пришлись очень кстати по духу времени, но не были предназначены для европейских температур. Легкие платья носили в любое время года, предварительно смачивая водой, — мокрая ткань прилипала к телу и подчеркивала фигуру. Это было не только модной тенденцией, но и неким сексуальным вызовом обществу, переживающему изменения.
К сожалению, за такой прогрессивностью последовало резкое увеличение заболевших пневмонией и гриппом женщин. В начале XIX века воспаление легких стали называть «муслиновой болезнью» — из-за популярности легких мокрых нарядов, в которых особенно легко замерзнуть зимой или осенью. Эпидемия пневмонии бушевала в Париже 1803 года — по разным данным, здесь заболело несколько десятков тысяч человек (в городе с населением в полмиллиона).
Хотя есть подтверждения высокой смертности женщин от респираторных заболеваний в то время, иногда «муслиновую болезнь» относят к красивым, но преувеличенным историческим фактам. Тем не менее мировая мода имеет много печальных примеров: радиоактивная косметика или традиция бинтовать ноги женщинам в Китае.
Фото — Strip-project.
Фото — Strip-project.
Эстетика «муслиновой болезни» вдохновляла и современных дизайнеров. Наиболее известным примером является показ Джона Гальяно The Fallen angels 1986 года — модели прошли по подиуму в мокрых платьях-ночнушках. Взяв за пример моду XIX века, Гальяно хотел показать легкомыслие, выступающее против общественной морали и женоненавистничества — вопросов, которые актуальны для мира спустя столетия после окончания Великой французской революции.