24 мая 2020

Мужчинам нужен феминизм. Вот несколько причин, почему

Обширная коллекция мифов — это не только о Древней Греции и Скандинавии, но еще и о феминизме. Обсуждая равенство прав в XXI веке, когда «вроде бы всего уже добились», мужчинам и женщинам сложно договориться и понять друг друга. Хотя на самом деле все мы сидим в одной лодке и хотим одного и того же — как минимум жить в мире, где личные качества человека говорят о нем гораздо больше, чем его гениталии.

Феминистки действительно хотят свергнуть патриархат — это не миф. Но почему это может быть выгодно не только женщинам, но и мужчинам? 

Дисклеймер: Феминизм был и остается движением за права женщин, данный текст ни в коем случае не минимизирует проблемы, с которыми сталкиваются чаще всего женщины: например, домашнее насилие, неравная оплата труда, домогательства. 

Можно быть самим собой

«Мальчики не плачут», «Будь мужиком», «Зачем тебе рисовать, лучше бы на бокс пошел», «С такой профессией семью не прокормишь» и еще тысяча аргументов о том, как пол определяет поведение человека в глазах окружающих. Патриархальное устройство мира поощряет в женщинах слабость, нежность и покладистость — в то время, когда от мужчин ждет сдержанности и доминирования. Мы не даем мужчинам право быть человечными, изначально примеряя на них роль солдата или воина-статиста из «Игры престолов». 

Наш биологический пол не определяет характер, любимые фильмы и желание стать флористом или, к примеру, военным. Мы неосознанно воспроизводим стереотипы, связанные с полом человека, практически на каждом шагу: мужчины любят есть мясо, мужчины любят боевики, мужчины ходят в качалку, мужчины любят пиво и бокс, мужчины не умеют проявлять эмпатию… 

К сожалению или к счастью, мир не работает по определенным заготовленным сценариям, в которых мужчины и женщины существуют строго в рамках своих ролей. Именно поэтому понимание феминизма неразрывно связано с гендерными стереотипами — представлением о людях, основанным на их биологическом поле, а не личных особенностях. 

Токсичная маскулинность — устойчивое выражение, которое слышал каждый, кто хотя бы раз спорил на тему равенства полов. Оно означает набор практик и черт, с которыми общество ассоциирует «настоящего мужчину». Например, агрессивность и сила. Почему токсичная? Вариантов может быть бесконечно много, но основной посыл состоит в том, что мужчины чаще всего сами страдают от навешиваемых на них ярлыков. 

Образ мужественности все больше кажется карикатурным и неприменимым в реальной жизни, где не обязательно быть воином и силачом. Часто мужское желание держать марку мужественности связывают с достаточно печальной статистикой — например, исследования показывают, что мужчины в целом ведут себя агрессивнее из-за своей социализации. Также они реже говорят о своих психологических проблемах, зато совершают суициды чаще, чем женщины. 

«Мы говорим мальчикам, что “мальчики не плачут”. Мы с самого раннего возраста вынуждаем их не выражать эмоции, потому что выражать эмоции — значит быть слабыми», — говорит Колман О’Дрисколл, бывший исполнительный директор австралийской организации Lifeline, предоставляющей поддержку в кризисных ситуациях.

Если говорить об отношении к здоровью в целом, то мужчины на 32% реже обращаются к врачам и почти в два раза чаще женщин имеют алкогольную зависимость. Во время пандемии коронавируса опросы показали, что мужчины даже защитные маски носят реже — опять же из-за боязни показаться слабыми. 

Напрашивается вопрос: настолько ли оправдано взращивание мужчин «без страха и упрека» в эпоху, когда еду покупают в супермаркете, а не убивают голыми руками. Не все мужчины должны быть мачо (да и зачем им быть?) — мир все-таки не похож на съемки пафосной рекламы геля для душа. 

Армия

Пока что мы живем в мире, который ведет игру с позиции силы. В нем существуют ядерный клуб, часы судного дня, сотни замороженных или тлеющих конфликтов, военные интервенции и революции. Война и оружие — неотъемлемая часть нашей жизни и достаточно весомая часть мужской социализации. Маленький мальчик с игрушечным пистолетом невольно проигрывает ролевую модель, где мужчины выступают защитниками и солдатами. 

В дискуссиях на тему прав женщин можно часто услышать фразу: «Если феминистки так борются за равные права, пускай служат в армии, как мужчины».

Здесь стоит сказать, что феминизм зачастую вообще выступает против срочной службы в армии, которая заставляет терять один-два года жизни всех дееспособных мужчин страны, а потом, в случае чего, гибнуть на войне. 

Статистика показывает нам, что мужчины сами не горят желанием идти в армию. Это особенно актуально для постсоветских стран, где все еще существуют плохие условия службы и дедовщина — жестокие неуставные отношения между служащими. Всего от призыва в 2019 году уклонилось 245 тысяч украинцев. Это достаточно большая цифра, учитывая, что за прошлогодний осенний призыв на службу поступило только 15 тысяч призывников. 

Здесь стоит вспомнить, что в Украине уже была краткосрочная попытка убрать обязательный призыв и начать комплектовать армию исключительно с помощью контрактников — однако решение вступило в силу как раз в январе 2014 года. Как было ожидаемо, его отменили из-за сложившейся ситуации в стране, но с пометкой о том, что солдаты-срочники не будут отправлены в зону АТО. 

Хотя в 2018 году украинская армия вошла в топ-10 лучших армий Европы, нельзя сказать, что в этом есть большая заслуга срочной службы. Если пройтись по списку вышестоящих стран, в большинстве из десятки лучших призыв либо отсутствует, либо приостановлен на протяжении последних лет. Среди исключений — Россия, Турция, Греция. 

Идея о полном переходе на контрактную профессиональную службу не кажется такой уж утопичной. Хотя военная повинность существует во многих странах мира, в большей части государств Европы и США уже упразднена. В Израиле, Норвегии и Швеции в призыве участвуют как мужчины, так и женщины. 

Военная служба — не право, а обязанность, которая в патриархальном обществе автоматически закреплена за мужчиной. Среди феминисток нет однозначного мнения по поводу будущего армии — участниц движения нельзя назвать пацифистами. Но зачастую армию воспринимают как структуру, которая нормализует насилие среди мужчин и закрепляет за ними решение проблем с помощью силы — вряд ли это ценно в обычной жизни, а не на поле боя. 

Равное партнерство

Мужчина — не кормилец всех своих родственников и не печатный станок для денег. Если женщины не должны обязательно мечтать сидеть с детьми и вообще хотеть этих детей, мужчины не должны всю жизнь стремиться заработать огромную кучу денег просто потому, что от них этого все ожидают. Хотя, как показывают социологические исследования, в Украине принята именно такая парадигма отношений — в среднем 60% мужчин приносят основной доход в семью. Каждый третий испытывает постоянный стресс из-за работы. 

При патриархате в обществе существует одна модель отношений, где женщина находится в роли хранительницы очага, а мужчина — добытчика. Если что-то происходит не так, значит, эти мужчины и женщины сломались, их нужно срочно чинить. Феминизм предлагает не кидать людей через бедро на воображаемый боксерский ринг стереотипов — теперь в мире существуют сотни моделей отношений, из которых можно выбрать подходящую. 

Мужчина может уйти в декретный отпуск, иметь раздельный бюджет со своей партнершей и не стыдиться, что она зарабатывает больше.

Вполне можно допустить, что в мире победившего феминизма отношения между людьми станут более наполненными и интересными. Когда общество не требует следить за часиками, которые уже замучили тикать, и семью можно создавать не потому, что «стыдно быть холостяком» или «мне уже почти 30», а потому что хочется. Когда люди не стигматизируют сексуальность (если у тебя много женщин — ты крутой, но если у тебя много мужчин — ты похожа на секс-работницу), не принижают интеллектуальные способности друг друга и не решают конфликты силой. 

Тогда женщина перестает быть «приложением к мужчине» — она равноправная и самостоятельная личность, которая имеет свои интересы и амбиции. Мир победившего феминизма может дать гетеросексуальному мужчине больше шансов встретить яркую партнершу. А гомо- или транссексуальному — опять же, быть самим собой и выбирать партнеров без страха осуждения или физического насилия. 

Равноправные отношения в любом случае требуют большей ответственности и работы. Это касается не только бытовых нюансов, но и восприятия партнера прежде всего как человека, а не мужчины или женщины с автоматически прилагающимся набором приятных особенностей (заработать деньги, убрать, постирать, прибить гвоздь). Партнерские отношения не о контроле, условиях и власти — они об умении договариваться.

Пока что украинское общество не готово к такому прогрессивному будущему. Опросы говорят: 67% украинских мужчин считают, что женщина должна быть прежде всего мамой и женой, 47% — уверены, что если женщина работает, а мужчина сидит дома с ребенком, то это в принципе ненормально. 

Ради женщин

Феминизм выгоден каждому мужчине, который уважал или любил хотя бы одну женщину в своей жизни: маму, бабушку, сестру, подругу, заведующую кафедрой, коллегу — кого угодно. Демократическое и свободное общество не может строиться на стереотипах и превосходстве одних людей над другими. 

Мы все еще живем в страшном и несправедливом мире, где каждая третья женщина хотя бы раз подвергалась физическому или сексуальному насилию в отношениях, а 38% всех убитых женщин погибли от руки своего партнера. Где существует разрыв в зарплатах, стеклянный потолок, репродуктивное насилие и домогательства. Пока все это существует, борьба правозащитниц остается оправданной. Мы не можем сказать, что общество безопасно для женщин на 60-70%, а значит, можно расслабиться. 

В каких бы условиях мы ни выросли, разрешали нам плакать в детстве или нет, играли мы в машинки или варили суп из пластмассовых овощей, большинство из нас хочет жить в безопасном и справедливом мире, строить жизнь не по шаблону, а согласно своей мечте и быть человеком, а не набором функций по защите дома или производству детей. 

Для написания текста использовались такие источники: статья ВВС «Украинская армия разбегается: почему и как это остановить», книга Тамары Марценюк «Чому не варто боятися фемінізму», лекция Чимаманды Нгози Адичи для Ted Talk «Мы все должны быть феминистами» и статья BBC Why more men than women die by suicide.  

Иллюстрации — Алина Кропачова.

Комментарии