25 мая 2020

Оркестр из Боливии застрял на карантине в немецком замке (а вокруг лес с волками!)

Как насчет два месяца пожить в 600-летнем Райнсбергском замке, окруженном рвом? Когда-то здесь проводили дни целые поколения немецкой аристократии, а сейчас живет экспериментальный оркестр национальных инструментов из Боливии. Из развлечений у музыкантов только репетиции и прогулки в близлежащий лес, где живет более 20 волчьих стай.

Об этом пишет ВВС. Большинство музыкантов никогда не покидало свою родную страну — некоторым из них еще нет 18 лет. Весной этого года оркестранты рассчитывали провести несколько недель в гастролях по залам Восточной Германии. Но пандемия коронавируса решила, что все будет немного иначе. 

Первый день тура выпадал на 10 марта — и именно в этот день в Берлине и еще нескольких больших городах Германии ввели запрет на собрания тысячи и более человек. Культурные мероприятия по всей стране отменились. Одновременно с этим правительство Боливии объявило, что закрывает границы государства. Оркестр попытался вернуться домой, но безуспешно. 

Музыканты остались в городке Райнсберг — изначально они должны были выступать здесь на фестивале MaerzMusik. Уже больше двух месяцев они живут в гостевом доме на территории Райнсбергского дворца. Работники кухни, которые готовят для музыкантов, постоянно носят маски и стараются не контактировать с ними. 

«Расходы на проживание составляют более 35 тысяч евро в месяц», — говорит Берно Ползер, директор MaerzMusik, фестиваля, на котором должен был выступать оркестр. Это одна из нескольких финансируемых государством программ, которая поддерживает оркестр. 

Несмотря на удивительную атмосферу замка и природу вокруг, музыканты переживают, что о них забыли. «Мы чувствуем себя брошенными», — говорит Карлос, который провел несколько часов разговора по телефону с посольством Боливии, пытаясь найти способ добраться домой. 

«Люди дома думают, что мы в сказочной стране. Я получил сотни сообщений, в которых меня просили перестать жаловаться, ведь теперь я живу, как принцесса в немецком замке. Наш оркестр готовился к туру с января, и я впал в депрессию, наблюдая, как все, о чем я мечтал, разрушилось в один момент», — объясняет мужчина.

Жители города, где находится замок, в целом относятся к боливийцам дружелюбно, хоть и немного удивляются внезапному соседству. Возможно, местные шокированы тем, как музыканты пренебрегают правилами социального дистанцирования — на самом деле им можно ходить всем вместе, оркестр определили как семью. 

Когда боливийцы попробовали выступить на лужайке перед замком, к ним сразу же подошли полицейские. «В результате они просто попросили нас не собираться такой большой группой», — рассказывает Тимо Кройзер, один из трех немецких музыкантов, которые организовывали тур и остаются вместе с боливийцами в Райнсберге. 

Единственный способ побороть стресс для оркестрантов — строгий график репетиций: три часа обычных занятий до обеда и три часа импровизаций после. Музыканты экспериментируют с традиционными мотивами и современными жанрами.

«Вы чувствуете то же, что чувствовали ваши предки, играя на этих народных инструментах, и это прекрасно», — рассказывает Мигель, чьи корни идут от боливийского племени Каллавайи, известного своими музыкальными церемониями исцеления.

Некоторым членам оркестра удается дозвониться своим родным. Для других это практически невозможно, так как интернет и телефонные вызовы работают плохо в маленьких городках Боливии. Многие музыканты также не могут обеспечить свои семьи финансово из-за карантина. 

В прошлом в Райнсбергском замке жил Фридрих Великий — король Пруссии с 1740-го по 1786-й. Свое время там он описывал как «самые счастливые годы». 

«Мы все шутим, что призрак Фридриха следует за нами и пытается сбить нас с толку. Я обычно не верю в такие вещи, но мне кажется, что на земле есть призраки», — говорит музыкант Камед.

Пока Германия снимает карантинные ограничения, границы Боливии все еще остаются закрытыми. В комментарии для ВВС посольство Боливии заявило, что попытается вывести оркестр в начале июня. «Я мечтаю о том дне, когда буду в своей постели в Боливии и скажу: “Хорошо, что все кончено”. Но я также знаю, что в этот день я начну скучать по тому, что происходило здесь», — признается Карлос, один из музыкантов.

Комментарии