Гейдж первой заметила, что труд женщин часто присваивают себе их коллеги-мужчины — или же намеренно преуменьшают их вклад в науку. В результате это создает стереотип о том, что женщины якобы ничего в науке не добились и более того — не годны для нее.
В 1993 году термин «эффект Матильды» придумала историк Маргарет Росситер. Его часто сравнивают с эффектом Мэтью — согласно ему, знаменитый ученый всегда получит еще больше уважения, чем неизвестный исследователь, даже если они работают в паре или их работы аналогичны. Научное открытие производит эффект снежного кома, благодаря которому лишь немногие избранные собирают всю славу.
Маргарет Росситер считала, что роль женщин в истории систематически подрывалась. По ее словам, любой значительный вклад приписывался коллегам-мужчинам или мужьям. Низводя работу женщины до уровня простой помощницы.
Таким образом, объективное значение достижений женщин не имеет ничего общего с их публичной видимостью или признанием.

Иллюстрация — Екатерина Юськович
В 1944 году Отто Хан получил Нобелевскую премию по химии за совместную работу с Лиз Мейтнер. В качестве «утешительного приза» она была просто названа «Женщиной года« в известной газете.
В конце 1960-х годов Джоселин Белл Бернелл открыла первый радиопульсар. Однако Нобелевскую премию присудили ее научным руководителям Хьюишу и Райлу «за новаторские работы в области радиоастрофизики».
Эффект Матильды часто становится причиной низкой зарплаты или медленного продвижения по карьерной лестнице. Мария Митчелл, первая американская женщина — профессиональный астроном, в 1847 году открыла комету, получила всемирное признание и медаль от датского короля. Представьте удивление женщины, когда она узнала, что в колледже Вассара, где она возглавляла обсерваторию, ей платили меньше, чем молодым начинающим ученым-мужчинам.
Герти Кори получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине вместе с мужем в 1947-м. Она стала профессором лишь за несколько месяцев до присуждения премии. Предыдущие 25 лет ее не хотели нанимать на работу. В научном сообществе аргументировали это тем, что супруги Кори оба ученые, а работать мужу и жене вместе — «не по-американски». Когда Герти все-таки взяли на работу в университет Вашингтона, зарплата составила 1/10 от зарплаты ее мужа Карла.
Программистки Голдстайн, Дженнингс, Снайдер, Вескоф, Билас и Лихтерман сделали весомый вклад в создание ЭНИАК — первого компьютера в мире. Долгое время их даже не упоминали в списках причастных к работе над ЭНИАК.
В 2012 году микробиолог Йельского университета Джо Хандельсман провел исследование о разнице оценки мужского и женского труда. Он вместе с коллегами разослал одинаковые резюме на вакансию лаборанта — и подписывал досье мужскими и женскими именами. Выяснилось, что мужчинам в среднем добавляли плюс $4000 к годовой зарплате.