Она была одним из основателей Московской Хельсинкской группы, старейшей из ныне действующих в России правозащитных организаций. Группа была создана в 1976 году, и с момента образования подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ. В период с 1976 по 1982 год восемь членов группы были арестованы, еще шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства.
Мальва Ланда занималась правами политзаключенных и была назначена одним из распорядителей основанного Солженицыным Фонда помощи заключенных. Возможно, на выбор «специализации» повлияла история ее отца. Он был профессором Зооветеринарного института, в начале тридцатых годов попал в Сталинградскую тюрьму, где пережил пытки, а в 1938 году был расстрелян. О вступлении в Хельсинкскую группу Мальва писала: «Когда в мае 1976 г. Юрий Орлов создавал Группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, он — в числе нескольких других поборников прав человека — пригласил меня.
Я вошла в Группу, но сделала особое заявление: не рассчитываю на то, что в условиях Советской социалистической системы возможно уважение к правам человека и, соответственно, соблюдение положений Хельсинкских Соглашений (гуманитарные статьи); я не знаю, чему "содействовать", и вступаю в Группу, чтобы еще более эффективно разоблачать ситуацию с правами человека в Первой в мире стране социализма».

Мальва Ланда. После ссылки. 1978 год.
Все фото из архива Международного Мемориала
На Мальву началось давление: ее сына, преподавателя МГУ, вызывали с требованием убедить свою мать выйти из организации и прекратить антисоветскую деятельность. Напирали на то, что он как педагог, тем более обязан пресекать идеологически неправильную деятельность. Вскоре его уволили, а Мальву обвинили в «халатном обращении с огнем»: в ее комнате случился пожар.
Мальва Ланда сама выступала своим адвокатом — все, к кому она обращалась, отказались из-за того, что дело «имеет политическую подкладку».
«На суде, состоявшемся в середине мая 1977 г., я сама выступала в качестве своего адвоката. Свидетели говорили всякую чушь; так, слесарь, который, после того как пожар уже был потушен, выключал в моей комнате батареи отопления, показал, что у меня много литературы “на иностранных языках”.
На мой вопрос — как он мог увидеть это в темноте? — ответил: "следователь Ильичев сказал". Смех в зале. Вообще, смеха было много».

В Читинской ссылке, 1977 год
Мальву приговорили к ссылке в Читинскую область. Там она пробыла восемь месяцев, но вернуться в Москву не смогла, поскольку утратила право на жилплощадь. Она поселилась в городе Петушки и вернулась к правозащитной деятельности, документируя преследования религиозных меньшинств в СССР. Статьи она публиковала в «Хронике текущих событий» — первом в СССР неподцензурном правозащитном информационном бюллетене, который распространялся через самиздат.
В 1979 году в эфире радио «Свобода» было озвучено ее журналистское расследование серии террористических актов в Москве 1977 года (взрыв в вагоне метро и два взрыва в мусорных урнах). Мальва Ланда доказывала, что обвинение в адрес трех армян было сфальсифицировано органами КГБ. После этого Мальву арестовали, несколько месяцев она провела заключении, а позже ее приговорили к ссылке за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».
«Вскоре после прибытия в ссылку, следователь, специально прибывший для этого из Москвы (“из Лефортова”), допрашивал меня о взрывах, якобы планируемых мною и несколькими армянами, с которыми я встречалась, когда приезжала в Ереван весной 1979 г. (расследуя дело трех расстрелянных армян).
Следователь заявил, что те армяне — уже дали показания… Он угрожал: если на Олимпиаде (летом 1980) будут взрывы, то я буду отвечать и юридически, и морально».
Вернувшись из ссылки, Мальва Ланда продолжила участвовать в правозащитной и политической деятельности, критикуя в том числе войну в Чечне. В марте 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти», где утверждалось, что «в России сегодня невозможны никакие сущностные реформы, пока Путин обладает реальной властью в стране».
В 2015 году Мальва Ланда переехала в Израиль.