19 апреля 2020

Всегда первые на месте ДТП. Как железнодорожные хирурги создали неотложную медицину

В XIX веке работа на железной дороге была делом нелегким, изматывающим и опасным. Долгие смены, рутинное обслуживание путей: нужно было быстро сцеплять и расцеплять составы, разгружать вагоны. Одно неосторожное движение — и велика вероятность остаться без руки или ноги.

Ежегодно около 35 сотрудников железных дорог получали различного рода увечья, каждый 117-й рабочий умирал. Работа была настолько опасной, что понадобилась отдельная медицинская специальность — железнодорожный хирург. 

В конце XIX и в начале XX веков американские железнодорожные компании нанимали врачей, которые в случае происшествия могли быстро оказаться на месте. Эти медики стали пионерами в области неотложной медицины, специализировались на ампутациях и протезировании. Их по праву можно считать первыми хирургами-травматологами.

Ни дня без травмы

Как пишет Atlas Obscura, в начале XIX века железнодорожные компании не интересовались благополучием собственных сотрудников, в том числе и хирургов. Сами рабочие полагали, что деньги, которые платили докторам, лучше было бы просто разделить между ними. «Больничные медики» считали «железнодорожных врачей» прихвостнями компаний. 

В период расцвета железнодорожных дорог трагические случаи зачастую игнорировали. Пресса писала только о самых шокирующих из них, однако рабочие получали травмы регулярно, они приводили к инвалидности и даже смерти. Например, в Великобритании сотрудники железных дорог гибли в девять раз чаще, чем пассажиры.

Железнодорожная авария на Лонг-Айленде. 1909 год.

Железнодорожная авария на Лонг-Айленде. 1909 год.

Волонтеры из Национального железнодорожного музея в Йорке проанализировали рукописные отчеты Железнодорожной инспекции с 1911 по 1915 годы, создав базу данных с информацией о 4000 несчастных случаев. Однако это только 3% всех происшествий за те годы. Осталось непонятным, чем руководствовались инспекторы, когда выбирали, какие случаи документировать или расследовать, так как они варьируются от летальных до «кто-то ушиб себе палец». 

Встречаются и поистине жуткие истории. Например, одному обходчику путей «повезло» быть дважды сбитым в течение трех недель. Уборщик вагонов погиб, спасая коллегу из-под поезда. Другой работник железной дороги попал под колеса на 18-м часу 26-часовой (!) смены.

Некоторые железнодорожники продолжали работать, несмотря на травмы: зарегистрированы случаи, когда работнику приходилось устанавливать новые искусственные коленные чашечки каждые 4-6 месяцев. Был на железной дороге и  машинист с деревянным протезом вместо ноги.

Алчность — двигатель прогресса

Если рабочие погибали или получали травмы, то им или их семьям полагалась компенсация. Но компании всегда пытались выкрутиться — найти компромисс между суммой, которую они должны были выплатить, и затратами на оптимизацию рабочего процесса в попытке снизить его травматичность. 

Некоторые британские бизнесмены все же старались помогать своим работникам и даже финансировали местные больницы. Американские железнодорожные компании в 1849 году начали нанимать врачей. Зарплату им начисляли, урезая выплаты работникам железной дороги. В конце XIX века по всей стране насчитывалось около 6000 железнодорожных хирургов, 1500 из которых были членами профессиональной Национальной ассоциации. 

Зачастую пациенты поступали к хирургам в ужасном состоянии: перевязанные веревкой, старыми тряпками, испачканными носовыми платками или тем, что попалось под руку. Травмированные руки и ноги были похожи на месиво, и пациент мог умереть от кровотечения. Порой медикам приходилось спасать жизни прямо на путях, которые прокладывали через леса.

Учитывая такие условия, железнодорожным хирургам пришлось разрабатывать новые методы лечения. Они создали собственные переносные аварийные наборы, использовали стерилизованную марлю, проектировали больничные вагоны, которые могли выезжать на место происшествия. К слову, именно они стали прототипами вагонов скорой помощи, которые использовали во время Второй мировой войны. 

Появился даже журнал «Железнодорожный хирург», где писали о травмах стопы и позвоночника, операциях на сердце, пересадке кожи и ужасных увечьях. Эти издания сейчас очень сложно найти, но часть выпусков доступна в Google Books, часть — хранится в Медицинской академии Нью-Йорка.

Профессия, убитая законом

Медики из больниц не жаловали железнодорожных хирургов за то, что они получали зарплату от железнодорожных магнатов. Тем не менее эти же врачи регулярно отправляли «шпионов» на конференцию «железнодорожников», чтобы научиться новым методикам. Некоторые из них позже появились на страницах самого престижного профильного издания в стране — журнала Американской медицинской ассоциации. 

Железнодорожные хирурги пытались маневрировать между обязательствами перед работодателями и перед пациентами, поэтому пытались держать нейтралитет, когда их вызывали в суд для дачи показаний по делам, связанным с компенсацией вреда после несчастного случая.

В XIX веке железнодорожные компании и их сотрудники относились к безопасности и ответственности на рабочем месте несколько иначе, чем сейчас. Главной причиной любого несчастного случая часто считалась небрежность рабочих. В США судьи обычно исходили из того, что люди осознают все риски, когда соглашаются трудиться на железной дороге.

Однако буквально за несколько десятилетий, с 1880-х по 1920-е годы, ситуация начала меняться. В 1908 году в США был принят закон, который возложил на железнодорожные компании ответственность за выплату компенсаций сотрудникам в случае травмы, если будет доказана вина работодателей. После этого количество железнодорожных врачей уменьшилось, вскоре профессия и вовсе исчезла.

Изображения — Atlas Obscura.

Комментарии