07 февраля 2018

Как улучшить общественный транспорт Одессы — рекомендации экспертов Мирового банка

С марта 2017 года специалисты Мирового банка проводили исследование городского общественного транспорта. Сегодня его результаты представили в Одесском горсовете. Мировой банк предоставляет Одессе техническую помощь по изучению маршрутной сети города и ее оптимизации, сообщил глава департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского горсовета Александр Илько. Отдельно проводится исследование взаимодействия города и порта, но сегодня представляли результаты по общественному транспорту. Среди преимуществ одесской транспортной сети — широкое покрытие, доступные тарифы, высокий уровень использования общественного транспорта, рассказал консультант Integrated Transport Planning (ITP) Девид Брениг-Джонс (David Brenig Jones). Он также отметил хорошо развитую инфраструктуру электротранспорта.

Проблемы общественного транспорта Одессы

Однако существует и множество проблем. Одна из них — наличие двух систем общественного транспорта, дублирующих друг друга. По словам Брениг-Джонса, маршруты КП “ОГЭТ” и частных перевозчиков часто накладываются друг на друга. Примером может послужить маршрут №9, на котором курсируют и маршрутки, и троллейбусы.
“С точки зрения пассажира, весь общественный транспорт должен представлять единую транспортную систему. Независимо от того, трамвай это, троллейбус или маршрутка, уровень предоставления услуг и оплата должны быть одинаковыми для всех пассажиров”, — считает Брениг-Джонс.
Эксперт добавил, что пассажиры льготных категорий должны иметь возможность бесплатно ездить в маршрутках, а пассажиры без льгот — платить за проезд в электротранспорте. Еще одна проблема — невысокая скорость движения электротранспорта. Средняя скорость трамвая на выделенной линии в Одессе — 15 км/час, а в других европейских городах — 22 км/час. В частности, скорость падает из-за припаркованных на обочине машин и посторонней деятельности на дороге. Среди наиболее проблемных улиц — Пантелеймоновская и Преображенская. В рамках исследования волонтеры опросили около пяти тысяч пассажиров в салонах общественного транспорта. Горожане рассказывали, куда они едут и сколько времени обычно занимает поездка, а также говорили, что хотели бы улучшить в транспорте. По словам локального эксперта проекта Оксаны Мирошниченко, большинство респондентов жаловалось на плохое поведение водителей (особенно в маршрутках) и на то, что транспорт не следует расписанию. Многих также беспокоит вопрос личной безопасности во время поездок.
Пожилых людей, по данным опроса, волнует, что на электротранспорте бывает трудно попасть в нужное место. При этом водители маршруток часто просто не останавливаются, потому что считают, что пассажир преклонного возраста не оплатит проезд.
Людям с нарушениями зрения нужно голосовое объявление остановок и наличие кондуктора, которому можно показать удостоверение. Пассажиры с нарушениями слуха жаловались на то, что бегущие строки в транспорте показывают только конечные остановки. Они также отмечают, что в маршрутках стоит добавить кнопку требования остановки. А горожанам с ограниченной мобильностью нужно, чтобы на каждом маршруте было хоть одно траспортное средство с низким полом.

Что рекомендут специалисты Мирового банка

Изменить маршруты. Сейчас можно добавить новые троллейбусные маршруты. Также предлагается попробовать уменьшить частоту движения на маршрутах с низким пассажиропотоком (№5, №13, №14) и увеличить частоту на перегруженных маршрутах (№3, №7, №12). В сотрудничестве с частными перевозчиками можно объединить некоторые маршруты и заключить более длительные контракты. Изменения в маршрутах советуют проводить в пользу будущего трамвая «Север-Юг». После реформирования в этой области предлагается полноценно перепланировать маршруты по всему городу. Обновить подвижной состав. Эксперты отмечают, что 128 городских троллейбусов старше 15 лет. В этом году появится 47 новых — из Беларуси по кредиту ЕБРР. Ориентировочная стоимость обновления всего подвижного состава — $20 миллионов. 206 городских трамваев старше 30 лет. Стоимость обновления — $6 миллионов. А замена подвижного состава после обновления колей обойдется в $100 миллионов. При этом все новые транспортные средства должны быть с низким полом, возможностью оглашения остановок и кнопками заказа остановок. Что касается маршруток, то 22 городских маршрута перевозят более восьми тысяч пассажиров в сутки. На такие маршруты лучше пускать 12-метровые автобусы. Для менее загруженных маршрутов подойдут девятиметровые. Улучшить остановки и пересадочные узлы. Остановки рекомендуют накрывать и ставить на приподнятых платформах, устанавливать освещение и добавлять информацию о маршрутах. 600 таких остановок обойдутся в $6 миллионов. Оборудование 300 остановок информационными табло оценивают в $3 миллиона. Обустроить отдельные полосы для общественного транспорта. В первую очередь советуют разгрузить и перепланировать Пантелеймоновскую и Преображенскую улицы. Создание 600 км полос общественного транспорта для троллейбусов и маршруток обойдется в $2 миллиона. Мониторить работу транспорта. Например, мотивировать водителей маршруток устанавливать GPS-устройства и делиться данными. Также нужно наладить обучение водителей и систему оповещения об их плохом поведении. Продолжать маршруты трамваев. Специалисты предлагает проложить еще 5,5 км трамвайных колей на поселке Котовского. В перспективе можно создать три ответвления от трамвайного маршрута, который соединит северную и южную части города. Отметим, накануне доклада экспертов Мирового банка одесский программист, создатель известной в городе службы такси Петр Обухов показал свое видение того, как можно изменить маршруты трамваев и троллейбусов.
Комментарии