20 ноября 2020

Недавно обнаруженный рисунок снова вызвал сомнения в подлинности «Спасителя мира» Леонардо да Винчи

Итальянская историк-искусствовед Анналиса Ди Мария утверждает, что недавно найденный в Италии рисунок с изображением Иисуса Христа является эскизом работы Леонардо да Винчи «Спаситель мира». При этом он отличается от того произведения, которое было продано в 2017 году за рекордные 400 миллионов долларов (450 с учетом комиссии).

Рисунок Иисуса, обнаруженный Анналисой Ди Мария. Фото — Международный комитет Леонардо да Винчи.

Рисунок Иисуса, обнаруженный Анналисой Ди Мария. Фото — Международный комитет Леонардо да Винчи.

На протяжении многих лет картина, известная сейчас как Salvator Mundi («Спаситель мира» на латыни), приписывалась художнику Больтраффио, который работал в мастерской Леонардо да Винчи. А работа самого мастера считалась утраченной. Но после того как в 2005 году нью-йоркский арт-дилер Алекс Пэрриш купил картину за 10 тысяч долларов, эксперты изменили мнение, решив, что это работа да Винчи.

Картина Леонардо да Винчи Salvator Mundi перед ее продажей на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября 2017 года. Фото — Толга Акмена, AFP.

Картина Леонардо да Винчи Salvator Mundi перед ее продажей на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября 2017 года. Фото — Толга Акмена, AFP.

Однако после того как частный коллекционер из итальянского Лекко показал рисунок, выполненный красным мелом, историку-искусствоведу Анналисе Ди Мария, у ученых снова возникли сомнения.

Ди Мария, исследовательница творчества да Винчи из Центра ЮНЕСКО во Флоренции, утверждает, что найденный рисунок Иисуса Христа — эскиз подлинного «Спасителя мира» кисти мастера эпохи Возрождения.

«Это настоящее лицо Salavator Mundi. Он напоминает все рисунки Леонардо: это его язык, и он говорит громко и ясно», — заявила Ди Мария итальянскому изданию La Stampa.

Ученая сравнила рисунок с автопортретом Леонардо, отметив, что лица на обоих написаны в ракурсе «три четверти», борода и глаза фигуры полностью соответствуют стилю Леонардо. Работы также схожи динамичной композицией, которую предпочитал художник. При этом на «Спасителе мира», который был продан в частную коллекцию в 2017 году, персонаж изображен неестественно для да Винчи — фронтально и неподвижно.

Автопортрет Леонардо да Винчи, 1512-1515 годы. Фото — DeAgostini.

Автопортрет Леонардо да Винчи, 1512-1515 годы. Фото — DeAgostini.

Ди Мария планирует представить свой 80-страничный доклад о работе, как только Италия снимет карантинные ограничения. По ее словам, лабораторное исследование датирует полотно, на котором изображен Иисус, началом XVI века. Но, несмотря на уверенность Ди Марии, окончательный вердикт о подлинности рисунка и о Salvator Mundi еще не вынесен.

«Я бы не стал опровергать это мнение сразу, я просто не могу это сделать, пока не увидел рисунка и научных доказательств. Мне нужно проверить, нарисован ли он левой рукой. Леонардо все рисовал левой рукой», — заявил эксперт по Леонардо да Винчи Мартин Кемп в комментарии для Telegraph.

Мы писали, что арт-дилер из Испании заявил, что нашел утерянную картину Фриды Кало, но ему не верят.

Комментарии