
Фото — Reuters.
Долгое время исследователи не могли понять, как и зачем первобытные люди рисовали свои произведения на стенах в кромешной тьме, в труднодоступных частях пещер.
Израильские ученые доказали, что доисторические художники эпохи палеолита специально удалялись подальше, в темноту и глубь пещер. Таким образом они добивались кислородной депривации в мозге. Такой процесс также известен как гипоксия, или кислородное голодание.
Для того, чтобы видеть в темноте, им бы пришлось зажечь факелы, а это уменьшило бы количество кислорода в пещерах. Поэтому на какое-то время первобытные творцы могли «включать» освещение, чтобы гарь поглотила воздух и они могли творить — возможно, испытывая эйфорию от иллюзии того, что их дух покинул тело, чтобы рисовать.
Исследование опубликовали Яфит Кедар и Ран Баркаи из Тель-Авивского университета в журнале «Время и разум: журнал археологии, сознания и культуры». Кедар дошла до этого исследования после того, как посетила европейские пещеры с наскальной живописью и задалась вопросом, почему доисторические художники уходили по тоннелям так глубоко. Рисунки можно обнаружить на расстоянии в более чем километр от выхода на поверхность.
Ученые также предположили, что эти пещерные пространства могли считаться священными, поэтому они и украшались.
Исследователи полагают, что погружение в глубины было сознательным выбором художников палеолита и «онтологической ареной», которая позволяла древним людям «сохранить свою связь с космосом».
Кедар также полагает, что пещерные живописцы могли думать, что общаются со сверхъестественными созданиями.
Мы писали, что самый старый из известных рисунков животных в мире — это 45 500-летнее изображение волосатой бородавчатой свиньи, найденное на стене пещеры в Индонезии.