26 декабря 2020

Концом к стене или наружу? Ученые уже много лет исследуют проблему ориентации туалетной бумаги

В мире есть много странных вопросов, касающихся правильных сторон: с какой лучше чистить банан или разбивать вареное яйцо, как правильно завязывать галстук — по часовой стрелке или против. Но все они не задевают других, ведь с таким предметом обычно взаимодействует один человек. А вот как правильно должен висеть рулон туалетной бумаги — концом наружу или к стене, — может стать причиной серьезных споров в семье или вызвать недовольство гостей отеля.

Этот выбор стороны только кажется не очень важным, но для тех, кто сталкивается с противоположным мнением, он таким не кажется. Оказывается, вопрос правильной стороны рулона туалетной бумаги является предметом исследования ученых, а психологи даже могут делать определенные выводы на основании этих предпочтений. Рассказываем о самом противоречивом рулонном противостоянии.

История туалетной бумаги начинается в Китае. Первое упоминание о ней датируется 589 годом нашей эры, но тогда о рулонах, конечно, еще речь не шла, это были листы бумаги. Один из первых современных прототипов — так называемые бумажные бигуди — был выпущен в Британии в 1880-е годы, но серийный выпуск рулонной туалетной бумаги запустили только в 1890 году в США. К 1928 году на ней появилась перфорация, чтобы листы было удобно отрывать от остального рулона.

🧻 От палочек-подтирок до электронных стульчаков: как изобрели туалетную бумагу и что люди использовали до этого

После появления бумаги в рулонах, естественно, были созданы и специальные держатели для нее. Один из самых распространенных вариантов — горизонтальная ось с креплением к стене.

Держатель для туалетной бумаги с горизонтальной осью и креплением к стене.

Держатель для туалетной бумаги с горизонтальной осью и креплением к стене.

Так как никто не заботился о том, чтобы создавать инструкцию к предмету, назначение которого казалось очевидным, пользователи стали вешать рулоны так, как сами посчитали удобным. И, возможно, широкая общественность так и не обращала бы на это особого внимания, если бы не одна публикация.

В 1986 году журналистка Эстер Ледерер, ведущая колонку советов в Chicago Sun-Times, получила порядка 15 тысяч писем после того, как написала ответ на вопрос читателя о том, как лучше вешать туалетную бумагу. Получив сообщения от возмущенных сограждан, она опубликовала опровержение, но после него Эстер завалили письмами сторонники первого варианта. Приверженцы того или иного положения рулона на держателе отстаивали свою точку зрения, используя доводы эстетичности и гигиены, простоты отделения листов и совместимости с детьми или домашними животными. Некоторые из авторов писем к Эстер Ледерер считали, что предпочтения в размещении туалетной бумаги связаны с возрастом, полом и даже политическими взглядами или социально-экономическим статусом. За весь свой 31-летний опыт работы Эстер ни разу не столкнулась с более сильным противостоянием двух мнений.

Вот какие доводы используют сторонники разных мнений.

Концом к стене

  • Из-за трения меньше вероятность случайного разматывания, в том числе во время игр детей или домашних животных.

  • В доме на колесах случайная вероятность разматывания рулона также снижается.

  • Если рулон находится очень близко к унитазу, отматывать бумагу удобнее, так как остается больше пространства для рук.

  • Это смотрится аккуратнее, так как свободный конец, который может выглядеть неопрятно, скрыт от глаз.

Концом наружу

  • Свисающий конец бумаги проще обнаружить и взять.

  • Меньшая часть поверхности бумаги трется о стену и, соответственно, подвержена воздействию микробов.

  • Свисающий конец позволяет проще идентифицировать марку бумаги, рассмотреть рисунок, что делает ее привлекательнее.

  • В отелях его проще декорировать, что необходимо для индикации проведенной уборки в ванной.

  • Отматывать бумагу так проще.

В 2003 году проблему выбора ориентации рулона туалетной бумаги рассматривал профессор социологии Восточного технологического института Эдгар Алан Бернс. В своей статье «Политика ванных комнат: знакомство студентов с социологическим мышлением снизу вверх» он описывает некоторые причины, по которым вопрос в отношении туалетной бумаги заслуживает рассмотрения.

На первых лекциях перед своими студентами он задает вопрос: «Как должна висеть туалетная бумага: к стене или от стены?» А после они обсуждают, почему сделали выбор в пользу той или иной ориентации. Бернс считает, что большинству его студентов так проще привить социологическое мышление. Это вполне простой и конкретный вопрос, который позволяет любому первокурснику достаточно углубиться в исследование общества. Так, например, обсудить различия публичного и личного пространства, ведь мы начинаем разговор с рулона в собственной ванной — в личном пространстве. Также можно затронуть вопросы гендерных ролей, так как в доме есть человек, который вешает рулоны на держатель, а значит, так мы можем перейти к проблеме того, кто делает покупки. Поднимаются проблемы различия в вопросах гигиены, табуированность определенных тем, эстетическое восприятие и многие другие.

Психологи тоже анализируют выбор расположения туалетной бумаги. Так, например, профессор психологии Университета Висконсин-Мэдисон Мортон Энн Гернсбахер сравнивает выбор ориентации рулона с ориентацией столовых приборов в посудомоечной машине или с выбором ящика, в котором будут находиться носки, и их порядком, а еще с порядком мытья в душе — сначала тело, потом волосы или наоборот. В каждом таком выборе есть унаследованное решение, выбранное большинством или предложенное и принятое в семье. По этой же причине, но ради протеста или при поиске более простой альтернативы люди могут выбирать противоположный вариант.

Иллюстрация — Екатерина Юськович.

Иллюстрация — Екатерина Юськович.

Некоторые психологи также связывают выбор определенного расположения рулона с особенностями характера человека. Например, эксперт по отношениям Джильда Карл в 2000 году опросила 2000 женщин и мужчин о том, как они вешают рулон туалетной бумаги у себя дома, и проанализировала их ответы. В результате своего исследования она пришла к выводу, что люди, вешающие бумагу концом наружу, скорее всего, властные, любящие организованность и склонные к перфекционизму. А вот те, кто вешает бумагу концом к стене, —  люди расслабленные, зависимые и ищущие долгосрочных, прочных отношений. Но есть в теории Джильды Карл еще и третий вариант — люди, для которых важно, чтобы бумага просто была. Такие личности, на ее взгляд, склонны к компромиссам, стараются минимизировать конфликты, ценят гибкость и любят оказываться в новых, неожиданных ситуациях.

А вот по мнению профессора психологии Мичиганского университета Кристофера Петерсона, выбор ориентации туалетной бумаги связан не с ценностями, установками, чертами характера, нормами и потребностями, а скорее со вкусами, предпочтениями и интересами людей. Это так же, как выбор между Coca-Cola и Pepsi или бейсбольными командами. Различные интересы, ожидания и предпочтения у разных людей, по словам Петерсона, являются маркерами их уникальности. Но эти различия также приводят к конфликтам ценностей, а в лучшем случае просто к подколам или легким упрекам.

Вопрос расположения рулона затрагивает также и маркетинг. В своей книге «Разговорный капитал: Как создавать идеи, о которых люди захотят говорить» маркетолог Бертран Сесвет использовал ориентирование туалетной бумаги в качестве примера ритуализированного поведения — одного из способов, с помощью которого дизайнеры и маркетологи могут создать незабываемый опыт работы с продуктом, который приведет к росту числа разговоров о нем. Такими в свое время стали встряхивание коробки tic tac или разъединение печенья Oreo.

Создатель стиков для сахара Бенджамин Эйзенштадт так переживал, что его изобретение не используют правильно, что, по легенде, как одержимый ходил по кафе и показывал людям, что стик можно порвать одной рукой. Мы не знаем, ходил ли изобретатель держателя для туалетной бумаги по общественным туалетам, чтобы переворачивать рулоны. Но даже если социологи, психологи и маркетологи найдут ответ на этот вопрос и общество это примет, на его место, конечно, придет другой: горизонтально ее нужно вешать или вертикально. А может, будут спорить о том, что лучше: рулон или салфетки, бумага или гигиенический душ. Сторонники найдутся у каждого варианта.

Комментарии