05 октября 2020

Звук голосов и следы от пуль. Как выглядит новая инсталляция в Бабьем Яру

Спустя 79 лет на территории мемориального комплекса «Бабий Яр» появилась инсталляция, в центре которой — имена погибших людей. Круглосуточно из динамиков доносятся инициалы жертв трагедии: детей, стариков, мужчин и женщин.

Бабий Яр — урочище в Киеве. Здесь в 1941 году всего за два дня нацисты расстреляли почти 34 тысячи евреев. Накануне по городу были расклеены объявления с приказом всем евреям явиться 29 сентября к кладбищу — якобы для эвакуации. Люди шли на расстрел целыми семьями, неся с собой документы, одежду и ценные вещи. Самому маленькому погибшему в урочище было меньше месяца. 29 сентября в яру расстреляли 22 тысячи человек. 30 сентября — еще 12 тысяч. 

Одна из частей инсталляции называется «Зеркальное поле». На большом диске установлено 10 колонн — «древ жизни». Зеркальный металл расстрелян 100 тысячами пуль того же калибра, который использовали нацисты. Ночью сквозь отверстия проходит свет. 

Пули в инсталляцию выпустил Третий отдельный полк специального назначения имени князя Святослава Храброго из Кропивницкого. Военных специально пригласили для этого.

Фото — НВ. 

Фото — НВ

Также для «поля» был создан специальный алгоритм перевода имен погибших в звук. Каждой букве еврейского алфавита соответствует свое число — инициалы расстрелянных переводятся в цифры, с помощью которых можно подобрать высоту звука. Одновременно с ними транслируются архивные звуки Киева, песни на идише, поминальные песни, композиции Шостаковича, Шнитке и Равеля. 

Так 29 сентября проходило открытие. Инсталляция «Зеркальное поле» была скрыта под «плащами» черных фигур. Фото — Gloss.

Так 29 сентября проходило открытие. Инсталляция «Зеркальное поле» была скрыта под «плащами» черных фигур. Фото — Gloss.

«Мы взяли список из 19 тысяч имен (на данный момент известно именно столько имен погибших, центр “Бабий Яр” ведет совместную работу по идентификации расстрелянных вместе с центром Холокоста “Яд Вашем”.  — Примечание “Маяка”), перевели их в эти числовые значения с помощью системы и сделали синтезатор. Это звуковой инструмент, который по определенным правилам, по заложенному в него алгоритму играет музыкальную композицию, состоящую из звуковых волн и тонов, соответствующих числовым значениям имен людей», — объясняет звукорежиссер Максим Демиденко. 

Фото — «Українська правда». 

Фото — «Українська правда». 

Вторая часть инсталляции связана с «Дорогой скорби» — так называется маршрут, по которому в 1941 году более 30 тысяч человек шли на расстрел. Вдоль нее авторы поставили 32 динамика — посетители комплекса идут сквозь «звуковой коридор» из детских и взрослых голосов, которые называют имена жертв Бабьего Яра. Все динамики звучат одновременно, поэтому создается ощущение хора. Обе части инсталляции работают круглосуточно — в позднее время звук приглушают. 

Инсталляцию создал режиссер Владислав Троицкий, основатель фестиваля ГОГОЛЬFEST и театра «Дах», вместе со звукорежиссером Максимом Демиденко, который ранее работал в проекте «Дау» и сотрудничал с Центром Помпиду, театрами Шатле и Де Ля Виль. 

В местах расстрелов совместно с Национальным заповедником «Бабий Яр» установлены монокуляры с фотографиями — на них можно увидеть, как выглядело это место в 1941 году, сразу после трагедии. Все снимки сделаны немецким военным фотографом Иоганнесом Хеле, который служил в войсках пропаганды Вермахта. Больше снимков, а также 3D-модель Бабьего Яра вы можете посмотреть на десктоп-версии этого сайта. 

Солдаты роются в вещах расстрелянных евреев. Перед смертью их заставляли раздеться. 

Солдаты роются в вещах расстрелянных евреев. Перед смертью их заставляли раздеться. 

Уже на протяжении четырех лет, с 2016 года, в «Бабьем Яру» планируют открыть большой исследовательский центр, мемориал и музей. В строительство инвестировали более 100 миллионов долларов, но пока неизвестно, когда оно начнется. 

Проект будущего музея создали в 2019 году, но его концепцию решили доработать. Сейчас известно, что до конца 2023 года мемориальный центр в Бабьем Яру открыть не успеют — об этом заявили в Институте нацпамяти. 

Проект музея. Фото — The Village. 

Проект музея. Фото — The Village. 

Илья Хржановский — автор проекта «Дау» и художественный руководитель центра «Бабий Яр» — считает, что ждать, пока мемориал полностью откроют, не нужно. По словам Хржановского, зрителя надо сразу вводить в его контекст и погружать в атмосферу. 

С этим согласен и CEO «Бабьего Яра» Макс Яковер: «Мы должны превратить это место из места забвения в место памяти, сделать его из статичного динамическим, из никому неизвестного в такое, о котором все знают и говорят». 

Комментарии