Валерий Лавровский
13 января 2022

Кто такие эти ваши метавселенные? Рассказываем о новом тренде

Если в 2017-м вы не вложились в биткойн, в 2019-м не снимали в TikTok, в 2020-м не разобрались в NFT, то сейчас у вас есть возможность немного узнать о метавселенной. Это трехмерная версия реального мира, где в будущем люди смогут проводить бóльшую часть своего времени.

 

Концепция проста — можно видеться с друзьями, общаться, путешествовать или покупать одежду не выходя из дома. Не смотреть контент, а буквально находиться в нем. Рассказываем, что такое метавселенная, как мы до такого докатились, что нужно знать о новой моде и не поздно ли стать участником сего действия.

Изображение — Артур Бондаренко.

Изображение — Артур Бондаренко.

Как зародилась метавселенная

Термин придумал американский фантаст Нил Стивенсон и впервые использовал его в романе «Лавина» 1992 года. По сюжету в недалеком будущем люди покидают рушащийся реальный мир, управляемый корпорациями, чтобы полностью погрузиться в виртуальный.

Нил Стивенсон заявил, что не имеет никакого отношения к нынешней популярности метавселенной. «Кроме, конечно, очевидного факта, что они используют термин, который я придумал в “Лавине”», — утверждает писатель.

Тем не менее косвенные упоминания метавселенной без слова «метавселенная» появились в литературе несколько раньше. Например, в повести братьев Стругацких «Хищные вещи века» 1965 года. В ней сотрудник спецслужбы Совета безопасности Иван Жилин пытается отыскать наркотик под названием «слег». Это небольшая деталь, которую нужно установить в радиоприемник вместо гетеродина, принять несколько противомоскитных таблеток, лечь в теплую ванну и включить приемник. «Слег» вызывает ярчайшие переживания, в которых исполняются все бессознательные желания человека без неприятных ощущений. Правда, после «радиодетали» реальность кажется пресной и серой.

Изображение — Matrise.

Изображение — Matrise.

Одним из первых в литературе описал виртуальную реальность отец жанра киберпанк Уильям Гибсон. Для этого он использовал термин «киберпространство», ставший названием трилогии, в которую входят романы «Нейромант», «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв».

В кинематографе одной из самых популярных интерпретаций метавселенной можно назвать «Матрицу» братьев (уже сестер) Вачовски. Более подробно и приближенно к нынешней трактовке виртуального мира показывает Стивен Спилберг в компьютерной игре OASIS из фильма «Первому игроку приготовиться» по мотивам одноименного романа Эрнеста Клайна. Проще говоря, подойдет любой фильм, затрагивающий тему виртуальной реальности, — будь то «Экзистенция» или «Дети шпионов-3: Игра окончена».

Почему метавселенная так популярна в наше время

У всех трендов должна быть своя площадка: у музыки это Apple Music или Spotify, у видеоигр — Steam или Epic Games Store, у NFT — аукционы, у криптовалюты — биржа. Все это можно объединить в одно виртуальное пространство.

Первая «официальная» метавселенная на счету у Марка Цукерберга с переименованием Facebook на Meta и проектом, который объединит Instagram, Facebook Messenger и WhatsApp, VR-проект Oculus и другие сервисы. Вслед за ним подключилась Microsoft с корпоративной метавселенной Mesh.

В апреле 2021 года компания Epic Games привлекла миллиард долларов инвестиций в развитие метавселенной, 200 миллионов из которых поступили от Sony. Вместе они будут разрабатывать технологии по улучшению онлайн-сервисов.

Свою метавселенную создал и Snoop Dogg — Snoopverse. В ней будут «виртуальные тусовки, NFT и эксклюзивные концерты». Недавно Disney получила одобрение на патент, позволяющий создавать интерактивные аттракционы. Технология позволяет проецировать виртуальные эффекты на реальные аттракционы.

Фото — The Next Web.

Фото — The Next Web.

Неофициально же развитию метавселенных поспособствовала пандемия COVID-19. В конце апреля 2020 года во время мирового карантина американский рэпер Travis Scott дал несколько виртуальных концертов в видеоигре Fortnite. Мероприятие посетило около 12 миллионов пользователей. В 2019 году в том же Fortnite сыграл сет диджей Marshmello на 15 миллионов «зрителей», но бóльшую популярность онлайн-концертам принес Travis Scott из-за локдауна и развития цифровой индустрии.

Если говорить о видеоиграх, то любая онлайн-игра с открытым миром могла вдохновить на создание метавселенной. Начиная от песочницы Minecraft и заканчивая более реалистичной GTA Online. Из недавних видеоигр метавселенную затрагивает Cyberpunk 2077.

Не поздно вложиться? Что мне нужно знать?

Самое основное — VR/AR-устройства. Это своеобразные «глаза» в метавселенной. Цена на них разнится. Например, VR-очки Oculus от Meta (ex-Facebook) стоят от 18 тысяч гривен, Valve — около 46 тысяч гривен. Возможно, нужны будут дополнительные устройства — различные контроллеры и так далее.

Кстати, Уильям Гибсон в своих романах упоминал о киберпространственной деке — устройстве, используемом для подключения к киберпространственной решетке-матрице. Это набор электродов в виде короны, которая надевается на голову и стимулирует через кожу определенные зоны на теле. Другие внешние раздражители при этом отключаются, то есть человек их не чувствует, когда подключен.

После технической части важно создать свой аватар в одной из доступных метавселенных. Например, Horizon Worlds от Meta уже работает в тестовом режиме. Далее — общение с людьми и исследование киберпространства.

Изображение — Getty Images.

Изображение — Getty Images.

Совмещение онлайна и офлайна

Coca-Cola, Adidas, Gucci и другие фирмы вышли на онлайн-площадки. Они это делают с помощью платформ The Sandbox, Decentraland или Axie Infinity — еще одних условных метавселенных, где можно приобрести виртуальную недвижимость, одежду и так далее.

Nike и вовсе купила компанию RTFKT Studios, которая создает NFT и виртуальные кроссовки. К продаже-покупке токенов присоединились другие представители поп-культуры: Бэнкси, Квентин Тарантино и издатель словарей Merriam-Webster, который продает свое определение NFT как NFT.

Изображение — Unsplash.

Изображение — Unsplash.

И что нам с этим делать?

Жить! Это тренд, который вряд ли покинет нас в ближайшие пару лет. Появление метавселенной — следствие развития цифровых технологий, которые скомпонованы в одном месте. Это естественный процесс, нежели что-то неожиданное. Например, Telegram сменил ICQ, Zoom — Skype, Spotify — Napster.

Официальной концепции метавселенной на данный момент нет. Каждая компания вправе интерпретировать функциональность пространства по-своему: Microsoft создала Mesh в виде виртуального офиса, а Horizon Worlds от Meta — место для совместного времяпровождения. Есть несколько площадок для продажи недвижимости и картин, а есть видеоигры, которые в расширенном понятии тоже можно считать частью метавселенной.

Появится ли когда-то единое виртуальное пространство для всех и каждого и сможет ли оно заменить нам реальность — это метавопрос.

читайте также
Комментарии